НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Медведева Н.Ю. Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Аннотация. В статье отражены результаты научного исследования, посвященного изучению формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова. Социальная компетентность, дети дошкольного возраста.
Дошкольное детство и дошкольное образование находятся в самом начале жизненного и образовательного пути человека. При сохранении самобытности и самоценности этого периода и этой образовательной ступени, образовательная траектория личности в ее ценностно-целевых основах должна быть направлена на формирование компетентности [1].
В соответствии с ФГОС ДО на этапе дошкольного детства выделяют ключевые компетентности. B рaмкax нaшeгo иccлeдoвaния ocoбoe внимaниe мы yдeляeм oднoй из ключeвыx кoмпeтeнтнocтeй, фoрмирyющиxcя в oбрaзoвaтeльнoм прoцecce ДOУ. Социальная компетентность, ее сущность, структура и способы формирования изучались и изучаются педагогами и психологами (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.Н. Куницина, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский, А.Г. Харчев, и др.) [3]. По мнению И.А Кудаевой, социальная компетентность - это «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами» [3]. В то же время, исследований, направленных на формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, недостаточно. Данное обстоятельство и побудило нас к проведению экспериментальной работы.
База исследования: Муниципальная бюджетная образовательная организация «Детский сад «Светлячок» с. Калинино. Выборку исследования составили дети старшей группы в возрасте 5-6 лет, в количестве 60 человек.
Нами был подобран комплекс экспериментальных методик, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста: «Отражение чувств», «Зеркало настроений», «Интервью», «Необитаемый остров», «Строим новый город», «Не поделили игрушку». Было использовано пособие «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников», под ред. О. Дыбиной [2]. Также мы провели формирующую работу, подобрав 32 занятий. Было и необходимым провести контрольный этап, для проверки гипотезы.
После проведения 6 методик мы пришли к выводу, что высокий уровень зафиксирован у 35% (21) детей. Средний уровень отмечен у большинства детей ˗ 41,7% (25) дошкольников. Низкий уровень помечен у 23,3% (14) испытуемых.
На высоком уровне дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли и т. п., проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия.
На среднем уровне дети легко контактируют со сверстниками, стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т. е. межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение со взрослым опосредуется совместной деятельностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомыми взрослыми.
На низком уровне дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт.
Таким образом, после констатирующего этапа сделали вывод, что детям старшего дошкольного возраста характерен, в большей степени средний уровень развития социальной компетентности в целом. Дети много говорили, много фантазировали, раскрывая скрытые стороны предметов. Многие дети расстраивались при затруднениях, эмоциональное состояние на протяжении выполнения деятельности было не стабильно.
Была проведена формирующая работа. Вся работа на формирующем этапе эксперимента велась с детьми экспериментальной группы (20 детей). Каждое из занятий направлено на формирование различных компонентов социальной компетентности (когнитивный, мотивационный, поведенческий, эмоциональный). Они проводились в первой половине дня, до дневного сна на протяжении 4 месяцев.
Формирующая программа включает в себя 3 последовательных этапа.
1 этап: отношение ребенка к самому себе – способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Для реализации каждых из выделенных направлений, у детей мы развивали как потребность в общении и одобрении, развивали желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей; формировали осознание собственной индивидуальности; развивали умение ребенка получать необходимую информацию, вести простой диалог; детей направили на умение обходится со своими чувствами и эмоциями (понимание, выражение).
2 этап: ребенок и взрослые - способность самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности: принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними. На втором этапе развивали у детей способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; дети уже имели представления о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда; дети взаимодействовали в системе «ребенок-взрослый»; развивали отношение ребенка к эмоциональному состоянию взрослому эмоционально положительное; отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия.
3 этап: ребенок и сверстники – способность решать проблемы самостоятельно: анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты, управлять своим поведением, регулировать конфликты. На этом этапе сделали направление на потребность в общении и социальном взаимодействии со сверстниками, адекватно использования вербальных и невербальных средства общения; представляли внимание о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»; понимание ребенком настроения партнера по его вербальному и невербальному признаку; взаимодействовали в системе «ребенок-ребенок»; научили детей принимать участие в коллективных делах; формировали отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику; также дети научились самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях.
После проведения нами формирующей работы мы выяснили, что дети лучше стали друг друга слушать, с интересам относились к мнениям окружающих. Научились соотносить свои желания с желаниями других, многие стали увaжительно относиться к окружaющим людям. Дети могли вести диалоги, больше стали участвовать в коллективных делах, в трудную минуту могли оказывать помощь и также принимали этой помощи от других. К последним занятиям заметили, что не было конфликтных ситуаций. Дети могли понимать эмоциональное состояния своих сверстников.
На основе результатов контрольного этапа мы будем иметь возможность судить об эффективности реализованной системы работы по развитию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
На контрольном этапе были проведены те же методики, что и на констатирующем этапе. После проведения контрольного этапа пришли к выводу, что сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента выявил положительную динамику в развитии у детей эмоционального отношения к заданию, принятия задачи, повысился уровень самостоятельности при решении заданной задачи, возросла степень сосредоточенности в процессе выполнения всех заданий. Мы можем отметить также, что у детей есть желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей ‒ взрослых и сверстников; они умеют осознавать собственную индивидуальность; выявлена способность поступать так, как принято в культурном обществе; также дети научились обходится со своими чувствами и эмоциями (понимание, выражение) и с чувствами и эмоциями других людей. Таким образом, отмечена положительная динамика в развитии социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в выборке в результате апробации условий проведения формирующей работы, нашла экспериментальное подтверждение.

Список литературы

1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
2. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / под ред. Т.С. Комаровой. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.
3. Куницына, В. Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. / В.Н. Куницына – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
2018