НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Козлова М. Н. Мини-музей как средство развития у дошкольников навыков исследовательской деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf

«В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка» И. Г. Песталоцци.
ФГОС ДО четко описывает целевые ориентиры дошкольного образования, в первую очередь определяющие направленность воспитательной и образовательной работы образовательного учреждения.
Среди целевых ориентиров мы отмечаем наличие у детей инициативы и самостоятельности в исследовательской деятельности, проявление любознательности, склонность к экспериментированию и много другое.
В арсенале педагогов дошкольных образовательных учреждений уже есть много эффективных средств, методов и форм работы по формированию у дошкольников навыков проектной и исследовательской деятельности: различные виды игр, беседы, прогулки, наблюдения, экспериментальная и театрализованная деятельность и многое другое. Особо хочется выделить мини-музей как средство развития у детей дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности.
Музей – храм знаний! Знаний обо всем: о древних артефактах, предметах искусства, современных предметах и объектах. Как много нового ребенок может почерпнуть, регулярно посещая музеи и выставки.
Посещение музея напрямую способствует развитию у детей любознательности, интереса к познанию чего-то нового, расширению мировоззрения.
В условиях детского сада организовать настоящий музей практически не возможно, а вот организация мини-музея под силу каждому.
Отличительной особенностью мини-музея является то, что в нем могут находиться не только реальные экспонаты (медали, монеты, ключи и т.д.), но и сувенирная продукция, различные иллюстрации на тему, игрушки и даже детско-родительские работы.
При использовании в работе с дошкольниками технологии музейной педагогики, основополагающими являются принципы наглядности, доступности, содержательности.
Создание мини-музея позволяет решить ряд задач в работе с детьми дошкольного возраста.
Так, использование технологии музейной педагогики в системе дошкольного образования позволяет:
·          сформировать у детей представление о музее в условиях маленького города;
·          поддерживать интерес детей к познанию той или иной темы;
·          способствовать более глубокому и эффективному изучению темы за счет привлечения наглядности, реальных экспонатов и возможности получить тактильные ощущения.
·          способствовать развитию проектно-исследовательских навыков детей;
·          способствовать развитию речи детей (пассивного и активного словарей);
·          способствовать развитию детского мировоззрения и воображения.
Ко всему прочему, создание мини-музеев позволило обогатить предметно-развивающую среду группы, что в свою очередь соответствует принципам исследовательского обучения.
А.И.Савенков раскрывает значение понятия «исследовательское обучение» как подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Начиная работу по организации мини-музея в детском саду, опираясь на теоретические положения технологии музейной педагогики, нами были выделены следующие этапы создания мини-музея в ДОУ.
1.       Определение тематики. Постановка целей и задач.
На данном этапе, исходя из интересов детей, определяем тему мини-музея, условия для реализации, рассматриваем варианты участия в исследовательской деятельности детей и родителей.
Участие в этом этапе позволяет детям проявить свою активность, выразить свои познавательные запросы и интересы. Дети учатся определять проблему, ставить цели, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы.
2.       Сбор экспонатов.
На этом этапе дети проявляют особую активность. Повышается уровень их любознательности, дети учатся анализировать, выделять существенные признаки и связи между музейными экспонатами. Происходит развитие умения правильно задавать вопросы, строить ответы на них, следить за логикой своего высказывания, умения строить доказательную речь.
3.       Разработка содержания экскурсий и других видов деятельности для ознакомления детей с экспонатами.
При разработке содержания деятельности в рамках мини-музея, педагог исходит из интересов детей и собранных экспонатов по теме. Здесь происходит активное развитие личностных характеристик детей: появление и проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими членами коллектива, развитие потребности и умения отстаивать свою точку зрения, выслушивать другое мнение).
4.       Оформление мини-музея.
В ходе данного этапа воспитанники активно проявляют свое творчество и инициативу. Педагог может предложить детям придумать название музейной выставки, создать значок-эмблему, привлечь детей к расстановке экспонатов.
5.       Работа (функционирование) мини-музея.
Данный этап можно назвать уникальным. Он сочетает в себе различные виды деятельности педагога с детьми, что позволяет полностью увлечь детей в процесс познания. Происходит расширение детского кругозора, любознательности и познавательного интереса. В процессе игровой и опытно-экспериментальной деятельности с детьми происходит активное развитие мыслительных операций, исследовательских навыков, речевое развитие, повышение уровня развития познавательных процессов. На этом этапе имеются неограниченные возможности для развития у детей самостоятельности в различных видах деятельности. Дети учатся делать выводы и умозаключения.
Соблюдение перечисленных этапов при создании и функционировании музея позволило нам добиться наибольшей педагогической эффективности мини-музея в работе с детьми.
В своей работе мы активно используем мини-музей как средство развития у детей любознательности и познавательной активности. В течении нескольких лет нами уже было организовано несколько мини-музеев:
1.       Мини-музей карандаша
2.       Мини-музей открытки
3.       Мини-музей колокольчика
4.       Мини-музей военной техники
5.       Мини-музей ракушек
6.       Мини-музей света
Данные темы были выбраны не случайно: создание некоторых мини-музеев было организовано для более глубокого освоения лексической темы; создание же других обусловлено интересами детей.
Целью создания всех вышеперечисленных мини-музеев, стало расширение кругозора детей (их знакомство с многообразием мира различных вещей и предметов, знакомство с историей их создания) и формирование у детей предпосылок к самостоятельной исследовательской деятельности.
К каждой музейной выставке был разработан конспект экскурсии, использование которого позволило наиболее эффективно решать поставленные задачи и максимально использовать педагогический потенциал каждого организованного мини-музея.
Работа с детьми в рамках мини-музея заключалась не только в рассматривании представленных экспонатов и рассказе педагога. Так же были использованы и другие виды деятельности: игровая деятельность (например, подвижная игра «Путешествие на поезде», дидактические игры «Найди пару», «Узнай по звуку» и др.), опытно-экспериментальная деятельность (например, эксперименты со светом, свечами), различные виды продуктивной деятельности (например, изготовление открыток, знаков с правилами безопасного обращения с электроприборами, поделок из ракушек).
Опыт работы в данном направлении показал, что использование в педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста технологии музейной педагогики позволяет увлечь детей процессом приобретения новых знаний, превратить воспитательно-образовательный процесс в увлекательное путешествие в мир вещей и предметов, в мир нового и неизведанного. Посещение музеев (мини-музеев в частности) способствует развитию у детей любознательности, познавательного интереса. Дошкольники приобретают бесценные навыки по самостоятельной добыче знаний, изучению окружающего мира.
Список литературы
1. Майбородова Т. В. Мини-музейный комплекс в детском саду// ж.Воспитатель. – 2012. - №1.
2. Микляева Н. В., Логутина Н. Ф. Музей в детском саду// Библиотека воспитателя. – М.: Сфера, 2011.
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данилюк А. Мини – музей в детском саду. – М.:Линко-пресс,2008.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] /А.И. Савенков.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров», 2010.
5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

2021