Библиографическое описание:
Солдатова О.О. Овощеводство как одно из главных направлений трудового воспитания детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.
«Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».
А.С. Макаренко
Труд и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Нельзя говорить об успешном развитии личности, если ребенок отвлечен от труда.
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.
Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.
Более подробно я хочу вам рассказать о таком виде труда как
- Труд в природе -
уход за растениями, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике участка.
В каждом саду воспитатели занимаются этим видом труда с воспитанниками, в разных группах овладевают разными компонентами трудовой деятельности.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе:
Младший возраст - с помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода. Проявляют интерес к жизни растений и животных. Расширяется и активизируется словарь детей.
Средний возраст - труд усложняется. Дети сами под контролем взрослого выполняют работу: поливают, выращивают зелень, собирают урожай и др. Дети осознают зависимость роста растений, поведения животных от качества ухода и ответственности за них. В этом виде труда воспитывается заботливость, внимательность, ответственность.
Старший дошкольный возраст - труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег, собирают семена. Трудятся вместе с взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
В нашем саду мы решили обратить особое внимание на «Овощеводство» как одно из направлений труда в природе. Обратили внимание целенаправленно. Мы решили использовать трудовое воспитание при ознакомлении воспитанников с традициями родного края.
(Рисунок 1. “Федеральный научный центр овощеводства”)
У нас в Одинцовском районе уже более ста лет занимаются селекцией и овощеводством.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Федеральный научный центр овощеводства” (ФГБНУ ФНЦО) – старейшее и ведущее селекционное учреждение России. Это всем нам известный ВНИИСОК. С историей этой организации с ее научной деятельностью мы знакомим ребят старших и подготовительных групп.
В процессе занятий ребята узнают, что историю этого комплекса можно разделить на три этапа: первый – Грибовская селекционная станция огородных растений (1920-1970 годы), второй – Всесоюзный (Всероссийский) научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур – ВНИИССОК (1970-2017 годы) и третий – Федеральный научный центр овощеводства (с 2017 года по н.в.).
В 1920 году в хозяйстве Грибово возник питомник сортов огородных растений. К концу 1921 года селекционный отдел был переименован в Грибовскую селекционную станцию огородных растений.
На опытной станции была собрана большая коллекция лучших отечественных сортов местной, а также зарубежной селекции и начата планомерная селекционная работа. С 1926 года станция уже приступила к селекционному размножению первых своих сортов.
(Рисунок 2. Сорта растений)
За полвека научных поисков к 1970 году расширились научные исследования и углубилась селекционная работа, было выведено, улучшено и передано в производство 240 новых сортов овощных и бахчевых культур, 20 сортов крупноцветкового душистого горошка.
За годы деятельности ВНИИССОК в нем сформировались научные школы и выросла плеяда известных ученых – селекционеров, семеноводов, овощеводов, цветоводов. В институте в разное время работали академики ВАСХНИЛ: Алпатьев А.В., Брежнев Д.Д., Ушакова Е.И., Сокол П.Ф., академик РАСХН Голышин Н.М., академик РАСХН и РАН Пивоваров В.Ф.
В рамках реализации указа президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», произошла реорганизация Всероссийского научно-исследовательского института селекции и семеноводства овощных культур (ВНИИССОК) путем присоединения к нему ряда научных учреждений.
Приказом ФАНО России от “07” февраля 2017 года № 63 путем учреждение получило название Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Федеральный научный центр овощеводства” (ФГБНУ ФНЦО).
(Рисунок 3. Семена ВНИИСОК)
Ребята узнают, что люди занимаются разведение и выведением огромного количества сортов растений. Есть овощи, специально выведенные для нашей местности. Они дают хороший урожай даже в нашем не очень теплом климате.
(Рисунок 4. Посадка растений)
Выращивать растения для огорода дети начинают с семян. В каждой группе сада весной садят огород на окне, выращивают саженцы овощей. Дети с удовольствием занимаются этой работой.
(Рисунок 5. Огород на окне)
У каждой группы детского сада есть своя грядка, весной дети вмести с воспитателями высаживают свои саженцы. И все лето дети ухаживают за растениями.
(Рисунок 6. Посадка огорода)
И, конечно, самое прекрасное и радостное время приходит, когда нужно собирать урожай. Дети делают это с огромным удовольствие.
(Рисунок 7. Сбор урожая)
Работая таким образом, мы можем более глубоко погрузится в тему овощеводства и приобщения детей к труду в природе.
Библиографический список
1. Федеральный научный центр овощеводства [Электронный ресурс] https://vniissok.ru/o-nas/ (дата обращения: 08.09.2021).
2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –Изд-во: «Мозаика-Синтез»; ISBN: 978-5-86775-781-6, М., 2011.
3. Особенности трудового воспитания детей в ДОУ [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2017/article/2017039889 (дата обращения: 08.09.2021).
Солдатова О.О. Овощеводство как одно из главных направлений трудового воспитания детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.
«Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».
А.С. Макаренко
Труд и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Нельзя говорить об успешном развитии личности, если ребенок отвлечен от труда.
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.
Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.
Более подробно я хочу вам рассказать о таком виде труда как
- Труд в природе -
уход за растениями, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике участка.
В каждом саду воспитатели занимаются этим видом труда с воспитанниками, в разных группах овладевают разными компонентами трудовой деятельности.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе:
Младший возраст - с помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода. Проявляют интерес к жизни растений и животных. Расширяется и активизируется словарь детей.
Средний возраст - труд усложняется. Дети сами под контролем взрослого выполняют работу: поливают, выращивают зелень, собирают урожай и др. Дети осознают зависимость роста растений, поведения животных от качества ухода и ответственности за них. В этом виде труда воспитывается заботливость, внимательность, ответственность.
Старший дошкольный возраст - труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег, собирают семена. Трудятся вместе с взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
В нашем саду мы решили обратить особое внимание на «Овощеводство» как одно из направлений труда в природе. Обратили внимание целенаправленно. Мы решили использовать трудовое воспитание при ознакомлении воспитанников с традициями родного края.
(Рисунок 1. “Федеральный научный центр овощеводства”)
У нас в Одинцовском районе уже более ста лет занимаются селекцией и овощеводством.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Федеральный научный центр овощеводства” (ФГБНУ ФНЦО) – старейшее и ведущее селекционное учреждение России. Это всем нам известный ВНИИСОК. С историей этой организации с ее научной деятельностью мы знакомим ребят старших и подготовительных групп.
В процессе занятий ребята узнают, что историю этого комплекса можно разделить на три этапа: первый – Грибовская селекционная станция огородных растений (1920-1970 годы), второй – Всесоюзный (Всероссийский) научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур – ВНИИССОК (1970-2017 годы) и третий – Федеральный научный центр овощеводства (с 2017 года по н.в.).
В 1920 году в хозяйстве Грибово возник питомник сортов огородных растений. К концу 1921 года селекционный отдел был переименован в Грибовскую селекционную станцию огородных растений.
На опытной станции была собрана большая коллекция лучших отечественных сортов местной, а также зарубежной селекции и начата планомерная селекционная работа. С 1926 года станция уже приступила к селекционному размножению первых своих сортов.
(Рисунок 2. Сорта растений)
За полвека научных поисков к 1970 году расширились научные исследования и углубилась селекционная работа, было выведено, улучшено и передано в производство 240 новых сортов овощных и бахчевых культур, 20 сортов крупноцветкового душистого горошка.
За годы деятельности ВНИИССОК в нем сформировались научные школы и выросла плеяда известных ученых – селекционеров, семеноводов, овощеводов, цветоводов. В институте в разное время работали академики ВАСХНИЛ: Алпатьев А.В., Брежнев Д.Д., Ушакова Е.И., Сокол П.Ф., академик РАСХН Голышин Н.М., академик РАСХН и РАН Пивоваров В.Ф.
В рамках реализации указа президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», произошла реорганизация Всероссийского научно-исследовательского института селекции и семеноводства овощных культур (ВНИИССОК) путем присоединения к нему ряда научных учреждений.
Приказом ФАНО России от “07” февраля 2017 года № 63 путем учреждение получило название Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Федеральный научный центр овощеводства” (ФГБНУ ФНЦО).
(Рисунок 3. Семена ВНИИСОК)
Ребята узнают, что люди занимаются разведение и выведением огромного количества сортов растений. Есть овощи, специально выведенные для нашей местности. Они дают хороший урожай даже в нашем не очень теплом климате.
(Рисунок 4. Посадка растений)
Выращивать растения для огорода дети начинают с семян. В каждой группе сада весной садят огород на окне, выращивают саженцы овощей. Дети с удовольствием занимаются этой работой.
(Рисунок 5. Огород на окне)
У каждой группы детского сада есть своя грядка, весной дети вмести с воспитателями высаживают свои саженцы. И все лето дети ухаживают за растениями.
(Рисунок 6. Посадка огорода)
И, конечно, самое прекрасное и радостное время приходит, когда нужно собирать урожай. Дети делают это с огромным удовольствие.
(Рисунок 7. Сбор урожая)
Работая таким образом, мы можем более глубоко погрузится в тему овощеводства и приобщения детей к труду в природе.
Библиографический список
1. Федеральный научный центр овощеводства [Электронный ресурс] https://vniissok.ru/o-nas/ (дата обращения: 08.09.2021).
2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –Изд-во: «Мозаика-Синтез»; ISBN: 978-5-86775-781-6, М., 2011.
3. Особенности трудового воспитания детей в ДОУ [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2017/article/2017039889 (дата обращения: 08.09.2021).