НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Гонтарь О. В. Умственное, личностное и духовное развитие обучающихся средствами самообразования на уроках химии

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Чтобы найти своё место в жизни, выпускник современной школы должен уметь критически мыслить, гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, видеть и формулировать проблему, находить пути её решения, осознавать, где и каким образом полученные в школе знания могут быть использованы в окружающей действительности, грамотно работать с информацией.
Формирование всесторонне и гармо­нично развитой личности – основная цель школьного образования. Задача учителя состоит в создании условий для развития у обучающегося способности прогнозировать ситуации, находить решения возникающих проблем, постоянно учиться [3;12].
Как показывает практика, не все ученики школы обладают активной жизненной позицией, желанием самостоятельно познавать новое и вообще учиться. Чтобы выполнить программный материал, необходимо применять не только традиционные формы и методы работы, но и нестандартные. Потому учитель на уроке должен создать такую атмосферу сотрудничества, когда обучающиеся свободно выражают свои мысли, легко оперируют химическими понятиями и формулами, умеют не только решить практические и расчетные задачи по предложенному учебником алгоритму, но и представить собственные оригинальные варианты решения, т.е. стимулировать активную познавательную деятельность школьников.
Очень важен в работе учителя системный подход к обучению. Это значит, что процесс обучения обладает логикой взаимосвязи всех его частей и целостностью. Обучающиеся должны приобретать новые знания и умения систематически и последовательно.
Изучать учебный материал систематически – это значит, что при изучении нового материала необходимо опираться на ранее пройденное, выделяя в нем главное. В ходе изучения материала у школьников формируются умения анализировать, систематизировать, обобщать изучаемые явления и факты [4;8]. Таким образом, ученики воспринимают приобретенные знания как элементы единой, целостной системы.
В педагогической деятельности учитель должен руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип личностного целеполагания. Обучающиеся принимают на себя ответственность за результат урока и достижение его цели. Поэтому цели урока формируются с позиции действий обучающегося, а не педагога.
2. Принцип наглядности. Он реализуется через демонстрацию изучаемых объектов, иллюстрацию процессов и явлений, наблюдение за ними. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
3. Принцип проблемности. Создание проблемных ситуаций, то есть постановка вопросов о неизвестном, а не вопросов, требующих репродуцирова­ния имеющихся уже знаний.
4. Принцип самостоятельности. Развитие происходит только в деятельно­сти. Обучающиеся должны осознавать: для того, чтобы добиться даже минимального результата в изучении химии, необходимо работать самостоятельно и на уроке, и при подготовке к уроку дома. Учитель является только помощником и советчиком.
5. Принцип прочности. Он требует от обучающихся многократного повторения материала, отработки различных заданий по теме в разных вариантах. «Повторение – мать учения».
6. Принцип рефлексии. Обучающиеся и учитель должны четко отдавать себе отчет за конечный результат. Таким образом, у школьников воспитывается от­ветственность за выполняемую работу.
Нельзя научить человека на всю жизнь, необходимо научить его всю жизнь учиться. Поэтому главная задача учителя – научить школьников рационально работать с книгой, самостоятельно организовывать свою деятельность, выбирать источники информации, используя ее для личностного развития, самореализации и для решения существующих проблем.
В работе над проблемой умственного, личностного и духовного развития обучающихся средствами самообразования можно выделить несколько этапов:
1. Изучение теории самообразовательной деятельности обучающихся, для чего необходима диагностика потенциальных возможностей обучающихся, их потребностей и возможностей; изучение сформированности самообразовательных умений, уровня учебных достижений, уровня умственного развития, мотивации учебной деятельности, а так же памяти и внимания.
2. Создание стимулирующих условий для коррекции самообразовательных умений: составление памяток, рекомендаций по формированию общеучебных умений, навыков; создание соответствующих условий для активизации и развития познавательной деятельности обучающихся.
3. Разработка направлений самообразовательной деятельности: подбор соответствующей литературы для обучающихся, определение вопросов для самообразования с учетом потенциальных возможностей школьников, оформление заданий по самообразованию.
4. Постоянное отслеживание результативности: промежуточная диагностика влияния самообразовательной деятельности на качество образования при тематическом оценивании; коррекция содержания и способов организации самообразования учащихся на основании промежуточной диагностики; самооценка и рефлексия обучающихся.
5. Отслеживание результативности работы и коррекция действий: повторные срезы учебных достижений; отслеживание психосоциального роста обучающихся; определение проблем в самоорганизации школьников на основе повторной диагностики; коррекционно-прогностическая работа с целью усовершенствования организации самообразования обучающихся.
Проверяя выполнение письменных заданий (тесты, самостоятельные работы, практические и контрольные работы, и т.д.), педагог обязательно анализирует трудности учащихся, продумывает возможность оптимальной педагогической помощи, подбирает дополнительные творческие задания так, чтобы к проведению тематического контроля большинство обучающихся устранили пробелы в знаниях, получив поддержку учителя. После проведения тематического контроля обучающиеся имеют возможность дать самооценку уровню собственных достижений, определить адекватность своих усилий, направленных на достижение цели.
Ученический анализ собственной учебной деятельности позволяет сформировать у обучающихся критическое отношение к ним, служит развитием их личности, формирует чувство ответственности за самих себя.
Одной из важных задач учителя является организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Методы и приемы, применяемые в педагогической практике:

1. «Мозговой штурм». В литературе встречается под названием «час­тично-поисковый, или эвристический метод» [2;32]. Отлично подходит при изуче­нии тем, требующих знания ранее изученного материала. В письменной или в устной форме ставятся вопросы, с помощью которых необходимо разрешить ту или иную проблему. Главное в данном методе – соблюдать последовательность, логическую взаимосвязь между вопросами и двигаться к решению проблемы постепенно.
Недостаток метода: слабоуспевающие ученики часто не принимают уча­стия в обсуждении проблемы и пассивно присутствуют в это время на уроке. Недостаток можно устранить, если дать возможность решить заданную про­блему письменно, индивидуально или организовать работу на уроке в парах или группах.
2. «Конспект». Имеет три варианта:
1) Опорный конспект. Лучше, если опорный конспект предлагает сам учитель, так как там должны быть учтены все теоретические вопросы, необходимые ученику для подготовки. Учебный материал дается в полном объеме, желательно в виде го­тового печатного материала. Цель школьника – отработка всех типов заданий раз­личной степени сложности с использованием опорного конспекта, чтобы закре­пить знания. Можно использовать не только на уроке, но при подготовке к олимпиаде.
По опорному конспекту организуются разные виды работ: письменный опрос, устный опрос, блиц-опрос, взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка, работа с учебником и дополнительной литературой.
2) Учащимся предлагается готовая фраза, предложение, определение или пример, используя которые можно выполнить то или иное задание. Этот метод подходит для слабоуспевающих учеников.
3) Учащимся предлагается самостоятельно составить фразу, предложение или определение, с помощью которого можно выполнить задание. Такой метод подходит для учеников с хорошей успеваемостью.
После этого ученики выполняют задание по образцу. Главное в данном методе – мотивация, осознание того, для чего им вы­полнять данные задания.
3. «Собери молекулу». Основан на демонстрациях с использованием шаростержневых моделей, используется принцип наглядности. Относится к интерактивным методам обучения. Очень хорошо подходит ученикам, которым сложно представить структуру вещества, перегруппировку атомов во время химической реакции или рассчитать валентность элементов в химических соединениях. В самом простом варианте надо просто собрать молекулу, в более сложных заданиях – собрать несколько молекул.
Недостаток метода: отнимает много времени. Подходит для работы в классах с хорошей дисциплиной учащихся, развивает образное мышление.
4. Лекция монологический способ изложения объемного материала, необходимый в тех случаях, когда требуется обогатить содержание учебника новой, дополнительной информацией. Лучше использовать в старших классах. Школьная лекция по химии так же, как и рассказ, должна сопровождаться опорным конспектом и соответствующими средствами наглядности, демонстрационным экспериментом, электронной презентацией и т.д. [2;37].
Достоинство лекции – в возможности обеспечить законченность, целостность, системность восприятия школьниками учебного материала, экономит время обучающихся по поиску учебного материала.
Недостаток лекции: пассивность учеников во время лекции.
5. «Модульная технология». Учащимся на парты раздается лист с серией заданий, по которому они самостоятельно должны пройти все этапы урока: проверку домашнего задания, новую тему и итоговый контроль. Хорошо, если в процессе такого урока будет химический эксперимент.
Достоинства метода: полная самостоятельность в работе самих учащихся, комментарии учителя минимальны.
Недостатки метода: ученики не проговаривают учебный материал вслух, учитель практически не видит уровень усвоения материала на самом уроке и поэтому не имеет возможности сразу скорректировать новые знания.
6. Применение стандартных методов для решения нестандартных задач. Ученику предлагается условие задачи, которое по формулировке отличается от предложенной на уроке или в учебнике, от той к которой он привык, т.е. «нестандартная». Но дается подсказка, что решение «стандартное». Цель обучающегося – найти это решение. Цель учителя – научить школьника к применению знаний в знакомой и незнакомой ситуациях и подготовить обучающегося к решению усложненных и комбинированных задач, создать ситуацию успеха.
7. Пересказ решенной задачи. Этот метод применяется в том случае, если ученик затрудняется в решении задач. За некоторое время ученик должен самостоя­тельно переписать ранее решенную с помощью учителя задачу, и подго­товить устное объяснение данной задачи. Затем он совместно с учителем решает аналогичные задачи до тех пор, пока не решит задачу самостоятельно.
8. Решение примеров олимпиадных заданий. Рассматриваются способы решения олимпиадных заданий прошлых лет, предлагаемые самими разработчиками заданий, собственные способы решения. При этом проводится анализ решений, поиск рациональных способов решения, помощь ученику в выборе способа решения задачи. Еще один «плюс» данного метода психологический: ученик морально готовится к возможным формулировкам заданий, необходимому объему знаний и степени сложности заданий.
9. Электронные средства обучения комплекс методов, широко применяемых в современной педагогической практике, с использованием цифровых технологий.
Компьютер можно использовать для демонстрации презентаций, опорных конспектов, алгоритмов выполнения определенных заданий, тестов и др.
Недостатки метода: работая за компьютером, ученики легко получают информацию в готовом виде, но не проговаривают ма­териал вслух.
10. Метод «Лови ошибку». Проверяя уровень учебных достижений, учитель предлагает школьникам проверить письменные работы условных учеников, исправить допущенные ошибки, выставить оценку и дать рецензию на работу с указанием путей устранения недостатков.
11. Использование творческих заданий. Ученикам предлагается творческое домашнее задание по разработке дидактического материала: теста, кроссворда, химического диктанта, задачи, презентации и т.д. [1;17]
12. Самостоятельная работа «Счастливый случай». Применяется во время текущей проверки учебных достижений обучающихся. Перед самостоятельной работой разыгрываются «счастливые карточки»: помощь учителя, помощь друга, «счастливый случай».
Номер карточки соответствует порядковому номеру ученика в классном журнале. Обучающийся, который выиграл карточку «помощь учителя», имеет право на незначительную помощь учителя во время выполнения самостоятельной работы. Карточка «помощь друга» даёт возможность ученику обратиться к любому однокласснику за помощью в выполнении самостоятельной работы. Обладатель карточки «Счастливый случай» имеет право сдать самостоятельную работу на проверку учителю либо оставить ее у себя, осуществив самоконтроль и самоанализ.
13. «Листок доверия». Перед каждым уроком обучающиеся имеют право без объяснения каких-либо причин лично записать свои фамилию и имя в «Листок доверия» и быть уверенными, что сегодня их опрашивать не будут. Учитель сохраняет такие листки, держит ситуацию под контролем и оставляет за собой право использовать их при встрече с родителями обучающихся, если школьники злоупотребляют доверием учителя. «Листок доверия» не работает во время контрольной работы, самостоятельной работы, зачёта и т.д.
Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ученика в познании сложного мира, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Школьник становится ищущим, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Воспитать у обучающегося глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – значит пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.

Библиографический список

1.     Боровских Т.А. Использование технологии укрупнения дидактических единиц/ Т.А. Боровских// Химия в школе, 2010. – №2. – С.15 – 20.
2.     Габриэлян О.С. Современная дидактика школьной химии / О.С. Габриэлян, В.Г.Краснова, С.А. Сладков// Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 64 с.
3.     Запрудский Н.И. Моделирование и проектирование авторских педагогических систем/ Н.И. Запрудский// Минск: Сэр-Вит, 2008. – 336 с.
4.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
2021