Исследовательская и проектная деятельность

Гайдукова И.П., Сирина Т.Б. Проект «Кто такой Дед Мороз?»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Цель: Расширение знаний детей и родителей о сказочном персонаже - Дед Мороз.
Задачи:
1. Формировать у детей познавательный интерес к личности Деда Мороза.
2. Познакомить детей с Родиной Деда Мороза – Великий Устюг.
3. Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
4. Совершенствовать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.
5. Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.
Актуальность проекта.
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – всё это не сравнится даже с Днём рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А как празднуют Новый год в других странах? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? А кто такой Дед Мороз? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта.
Объект исследования: главный персонаж новогодних праздников – Дед Мороз.
Предмет исследования: Новогодние традиции нашей страны и других стран.
Тип проекта: по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
по целевой установке – информационно – занимательный;
по срокам реализации – краткосрочный (ноябрь, декабрь).
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Дети с уважением и гордостью относятся к родителям; совместно со взрослыми изготавливают поделки из подручного материала, проявляют творческую активность; проявляют умение общаться; отражают свои творческие замыслы в продуктивной деятельности.
Педагоги: ориентируют, создают мотивацию у родителей к совместному творчеству; ориентируют родителей на активное участие в жизни ребенка.
Родители: проявляют интерес к созданию выставок, поддерживают детей эмоционально; реализуют творческие замыслы ребенка; совместно изготавливают поделки для выставки.
Этапы реализации проекта:
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1. Создание развивающей среды по теме проекта:
- Оформление детского сада и групп в соответствие с темой проекта;
- подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно – творческой, игровой деятельности;
- оформление альбома «Скоро, скоро Новый год»;
- оформление папки детских рисунков «Новогодний калейдоскоп»;
- оформление новогоднего календаря (календарь ожидания Нового года);
- выставка творческих работ «Символ года» (совместная: родители, дети, педагоги);
- оформление выставки детских рисунков «Новогодняя сказка».
Подбор:
- музыкального репертуара;
- книг;
-иллюстративного материала «Новогодняя сказка»;
- стихотворений;
- создание презентаций: «Зимняя сказка», «С Новым годом»;
- составление тематического плана совместных действий с детьми;
- поиск и сбор информации по данной теме;
- выявление у детей интересующих вопросов по теме проекта.
2. Проведение в группах обсуждения идеи проекта (погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности).
3. Привлечение родителей:
- Совместная деятельность детей и родителей (украшение ёлки и группы к новому году, участие в мастер-классе «Изготовление традиционной русской новогодней елочной игрушки»);
- организация выставок, фотоальбомов, новогоднего календаря, мини-книжек, мини-музея, презентаций;
- подготовка костюмов к новогоднему празднику;
- составление рассказов с детьми «Как мы встречаем Новый год дома»;
- помощь в проведении новогоднего праздника.
4. Оформление информационного материала для родителей:
- папка - передвижка «Интересные факты про Новый год», «Кто же такой наш Дедушка Мороз (историческая справка)»; «Вечерний досуг в кругу семьи» (диски с песнями, музыкой про ёлку);
- консультации «Что подарить на новый год»; «Новогодние игры и развлечения с детьми».
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Виды деятельности по проекту:
Двигательная деятельность: подвижные игры: «Два Мороза», «Угадай, Дед Мороз, что мы делаем сейчас?», «Расскажи нам, дедушка, где ты был?» и др.; логоритмические и пальчиковые игры.
Познавательно – исследовательская деятельность: просмотр презентаций: «В гостях у дедушки Мороза», «Проделки Мороза», «Как Дед Мороз появился на Руси»; создание альбома «Где живёт Дед Мороз?»; проблемные вопросы – рассуждения «Какой сказочный мороз больше похож на Деда Мороза»; НОДы «Кто приходит в Новый год к детям других странах?», «Всемирный праздник – Новый год»; ППД «Помощники Деда Мороза» (изготовление искусственного снега); решение проблемных ситуаций: «Что будет, если…» (в мороз гулять без варежек и т.п.); интерактивные игры: «Все о Деде Морозе (убери лишнее)», «Путешествие по карте России из Великого Устюга в Кунгур», «Дед Мороз и Санта Клаус. Сходства и отличия».
Коммуникативная деятельность: игровые упражнения: «Что принёс Дед Мороз?» (узнать на ощупь или по форме мешка), «Скажи со словом «новогодний»; составление письма Деду Морозу, «Если бы я был Дедом Морозом»; разучивание стихов для Деда Мороза; проблемные вопросы – рассуждения: «Чего боится Дед Мороз?», «Что любит (не любит) Дед Мороз?», «Когда Дед Мороз сердится?», «Зачем Деду Морозу посох?», «Нужно ли поздравлять Деда Мороза с Новым годом и дарить ему подарки?»; ОБЖ «Справочник безопасного поведения на улицах города для Деда Мороза».
Игровая деятельность: игры – драматизации: «Новый год в лесу», «Морозко», «День рождения Деда Мороза»; игра – путешествие «В гости к Деду Морозу»; сюжетно-ролевые игры: «Резиденция Деда Мороза (Дед Мороз принимает гостей)», «Открытие новогодней мастерской», «Новогодний карнавал», «Ателье (праздничные наряды для кукол)», «Елка в кукольном домике», «Новогодний праздник в семье».
Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги – Дед Мороз и Снегурочка; Лего-конструирование «Сани для Деда Мороза», гирлянды, новогодние игрушки, карнавальные маски; объёмное конструирование «Новогодняя ёлочка»; строительная игра «Резиденция Деда Мороза» из разных видов строительных материалов.
Изобразительная деятельность: НОДы: «Портрет знакомого всем Деда», (рисование), «Дремлет лес под сказку сна» (рисование), «Елкины игрушки» (лепка), «Цветочные снежинки» (аппликация), «Как бумажный конус стал игрушкой», «Шляпы, короны, кокошники», «Волшебные плащи» (аппликация); лепка – «Дед Мороз», «Снеговик», «Снежинки» (пластилинография), новогодние игрушки (тестопластика); аппликация «Украшаем валенки, варежки, мешок Деда Мороза»; рисование – зимние пейзажи, «Сказка на стекле», «Дед Мороз» и др., «Открытка для Деда Мороза» (техника по выбору детей).
Музыкальная деятельность: слушание музыки (Р.Шуман «Дед Мороз», П.И.Чайковский «Зима», А.Вивальди «Зима» и др.); пение песен про Деда Мороза, ёлку, Новый год; хороводные игры «У тебя, Дед Мороз…», «Как на тоненький ледок» и др.
Чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Морозко», «Два Мороза», «Мороз и заяц», «Ермилка и лесной боров»; сказка В.Одоевского Мороз Иванович, В. Ливанов «Дед Мороз и лето», стихотворения, пословицы о морозе, загадки.
Д/игры по речевому развитию: «Закончи предложение «Как-то раз Дед Мороз…»», «За что ты любишь Новый год», «Какой он, Дед Мороз?».
Трудовая деятельность: трудовые поручения – «Построим замок Деда Мороза», «Расчистим дорожки на участке у малышей»; изготовление поделок, новогодних подарков для Деда Мороза, друзей и близких.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Оформление праздничного стенда (рождественские веночки, письма детей Деду Морозу, праздничные пожелания родителей воспитанников), новогодние праздники.

2018