Цель: Расширение знаний детей и родителей о сказочном персонаже - Дед Мороз. Задачи: 1. Формировать у детей познавательный интерес к личности Деда Мороза. 2. Познакомить детей с Родиной Деда Мороза – Великий Устюг. 3. Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье. 4. Совершенствовать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности. 5. Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности. Актуальность проекта. Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – всё это не сравнится даже с Днём рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А как празднуют Новый год в других странах? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? А кто такой Дед Мороз? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта. Объект исследования: главный персонаж новогодних праздников – Дед Мороз. Предмет исследования: Новогодние традиции нашей страны и других стран. Тип проекта: по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги); по целевой установке – информационно – занимательный; по срокам реализации – краткосрочный (ноябрь, декабрь). Предполагаемые итоги реализации проекта: Дети с уважением и гордостью относятся к родителям; совместно со взрослыми изготавливают поделки из подручного материала, проявляют творческую активность; проявляют умение общаться; отражают свои творческие замыслы в продуктивной деятельности. Педагоги: ориентируют, создают мотивацию у родителей к совместному творчеству; ориентируют родителей на активное участие в жизни ребенка. Родители: проявляют интерес к созданию выставок, поддерживают детей эмоционально; реализуют творческие замыслы ребенка; совместно изготавливают поделки для выставки. Этапы реализации проекта: 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. 1. Создание развивающей среды по теме проекта: - Оформление детского сада и групп в соответствие с темой проекта; - подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно – творческой, игровой деятельности; - оформление альбома «Скоро, скоро Новый год»; - оформление папки детских рисунков «Новогодний калейдоскоп»; - оформление новогоднего календаря (календарь ожидания Нового года); - выставка творческих работ «Символ года» (совместная: родители, дети, педагоги); - оформление выставки детских рисунков «Новогодняя сказка». Подбор: - музыкального репертуара; - книг; -иллюстративного материала «Новогодняя сказка»; - стихотворений; - создание презентаций: «Зимняя сказка», «С Новым годом»; - составление тематического плана совместных действий с детьми; - поиск и сбор информации по данной теме; - выявление у детей интересующих вопросов по теме проекта. 2. Проведение в группах обсуждения идеи проекта (погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности). 3. Привлечение родителей: - Совместная деятельность детей и родителей (украшение ёлки и группы к новому году, участие в мастер-классе «Изготовление традиционной русской новогодней елочной игрушки»); - организация выставок, фотоальбомов, новогоднего календаря, мини-книжек, мини-музея, презентаций; - подготовка костюмов к новогоднему празднику; - составление рассказов с детьми «Как мы встречаем Новый год дома»; - помощь в проведении новогоднего праздника. 4. Оформление информационного материала для родителей: - папка - передвижка «Интересные факты про Новый год», «Кто же такой наш Дедушка Мороз (историческая справка)»; «Вечерний досуг в кругу семьи» (диски с песнями, музыкой про ёлку); - консультации «Что подарить на новый год»; «Новогодние игры и развлечения с детьми». 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП. Виды деятельности по проекту: Двигательная деятельность: подвижные игры: «Два Мороза», «Угадай, Дед Мороз, что мы делаем сейчас?», «Расскажи нам, дедушка, где ты был?» и др.; логоритмические и пальчиковые игры. Познавательно – исследовательская деятельность: просмотр презентаций: «В гостях у дедушки Мороза», «Проделки Мороза», «Как Дед Мороз появился на Руси»; создание альбома «Где живёт Дед Мороз?»; проблемные вопросы – рассуждения «Какой сказочный мороз больше похож на Деда Мороза»; НОДы «Кто приходит в Новый год к детям других странах?», «Всемирный праздник – Новый год»; ППД «Помощники Деда Мороза» (изготовление искусственного снега); решение проблемных ситуаций: «Что будет, если…» (в мороз гулять без варежек и т.п.); интерактивные игры: «Все о Деде Морозе (убери лишнее)», «Путешествие по карте России из Великого Устюга в Кунгур», «Дед Мороз и Санта Клаус. Сходства и отличия». Коммуникативная деятельность: игровые упражнения: «Что принёс Дед Мороз?» (узнать на ощупь или по форме мешка), «Скажи со словом «новогодний»; составление письма Деду Морозу, «Если бы я был Дедом Морозом»; разучивание стихов для Деда Мороза; проблемные вопросы – рассуждения: «Чего боится Дед Мороз?», «Что любит (не любит) Дед Мороз?», «Когда Дед Мороз сердится?», «Зачем Деду Морозу посох?», «Нужно ли поздравлять Деда Мороза с Новым годом и дарить ему подарки?»; ОБЖ «Справочник безопасного поведения на улицах города для Деда Мороза». Игровая деятельность: игры – драматизации: «Новый год в лесу», «Морозко», «День рождения Деда Мороза»; игра – путешествие «В гости к Деду Морозу»; сюжетно-ролевые игры: «Резиденция Деда Мороза (Дед Мороз принимает гостей)», «Открытие новогодней мастерской», «Новогодний карнавал», «Ателье (праздничные наряды для кукол)», «Елка в кукольном домике», «Новогодний праздник в семье». Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги – Дед Мороз и Снегурочка; Лего-конструирование «Сани для Деда Мороза», гирлянды, новогодние игрушки, карнавальные маски; объёмное конструирование «Новогодняя ёлочка»; строительная игра «Резиденция Деда Мороза» из разных видов строительных материалов. Изобразительная деятельность: НОДы: «Портрет знакомого всем Деда», (рисование), «Дремлет лес под сказку сна» (рисование), «Елкины игрушки» (лепка), «Цветочные снежинки» (аппликация), «Как бумажный конус стал игрушкой», «Шляпы, короны, кокошники», «Волшебные плащи» (аппликация); лепка – «Дед Мороз», «Снеговик», «Снежинки» (пластилинография), новогодние игрушки (тестопластика); аппликация «Украшаем валенки, варежки, мешок Деда Мороза»; рисование – зимние пейзажи, «Сказка на стекле», «Дед Мороз» и др., «Открытка для Деда Мороза» (техника по выбору детей). Музыкальная деятельность: слушание музыки (Р.Шуман «Дед Мороз», П.И.Чайковский «Зима», А.Вивальди «Зима» и др.); пение песен про Деда Мороза, ёлку, Новый год; хороводные игры «У тебя, Дед Мороз…», «Как на тоненький ледок» и др. Чтение художественной литературы: русскиенародные сказки: «Морозко», «Два Мороза», «Мороз и заяц», «Ермилка и лесной боров»;сказка В.Одоевского Мороз Иванович, В. Ливанов «Дед Мороз и лето», стихотворения, пословицы о морозе, загадки. Д/игры по речевому развитию: «Закончи предложение «Как-то раз Дед Мороз…»», «За что ты любишь Новый год», «Какой он, Дед Мороз?». Трудовая деятельность: трудовые поручения – «Построим замок Деда Мороза», «Расчистим дорожки на участке у малышей»; изготовление поделок, новогодних подарков для Деда Мороза, друзей и близких. 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Оформление праздничного стенда (рождественские веночки, письма детей Деду Морозу, праздничные пожелания родителей воспитанников), новогодние праздники.