Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Чуева О.С. Компьютерные технологии и здоровье

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


21 век это век научно-технического прогресса. Дети очень рано знакомится с компьютером, много смотрят продуктов, предоставляемых телевидением, видео и игровыми приставками. Предыдущее поколение было поколением книг, современное получает информацию через видео ряд. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных технологий ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных технологий на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет. Надеюсь, что приведенные ниже факты помогут нам сделать правильный выбор и докажут важность внедрения компьютерных технологий, как здоровьесберегающий фактор обучения. Как современная техника влияет на здоровье человека, а особенно на организм ребёнка? Помогает или вредит ему. Компьютер - это наше будущее. Использование компьютеров в образовании и дома уже перестало быть необычным явлением. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. Все это предъявляет качественно новые требования к образованию, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития здоровой личности ребенка. Поэтому бесспорно в систему обучения необходимо внедрять новые информационные технологии. Грамотное использование компьютера ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития.
Во время применения информационных технологий у школьника, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. А это значит, хорошо влияет на эмоциональное состояние ребенка. Успех приобщения школьника к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования. Однако чудо, совершаемое компьютером, на этом не заканчивается. Не только психологи, но и родители, и учителя, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка—это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности. Использование компьютера на уроках и дома имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики. Почти все знают, как трудно бывает усадить ребенка за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на нем. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.
У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание. Он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Это значит, что он будет здоровым и уверенным в себе. Замечено, что многими навыками – например, счета, чтения, чтения географических карт, – с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и лучше, чем при обычном обучении. При этом меньше утомляется. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным. Поэтому урок с использованием информационных технологий получается более яркий и запоминающий. Итак, можно сделать следующий вывод: использование компьютера в качестве помощника в обучении в школе и дома не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне, является здоровьесберегающей технологией. Много зависит от нас, если родители и учителя своим примером покажут, что компьютер – умный помощник человека, он таким и будет для наших детей.
Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, помогает сохранению здоровья детей. Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах. Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час работы на нем сделают ребенка сразу умным и развитым и оставит его здоровым. Как и любые занятия, компьютерные технологии требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. Так ребятам можно проводить за компьютером до получаса.
К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общения с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. При всем преимуществе компьютерных технологий они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни детей. А какой будет эта часть, зависит от нас, взрослых. В противном случае, компьютер может заменить ребенку реальную жизнь, научит его жестокости, выльет на него море грязной информации, покажет мир насилия и ужасов. Кем будет компьютер в жизни ребенка, добрым помощником или монстром, разрушающим его жизнь, зависит от того, как мы, родители, научим нашего ребенка общаться с ним. Попробуем разобраться, в их недостатках. 1.Нагрузка на зрение
Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. В ходе общения с компьютером детям приходится решать постепенно усложняющиеся пространственные и логические задачи. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Таким образом, нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы - чтения, например, или даже просмотра телепередачи. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает. Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз (офтальмотренаж), правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.
Стеснённая поза
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук ребенка находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютером ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте ребенку перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Психическая нагрузка
Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребенок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.
Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка, на то, чтобы ему не надо было уходить от действительности, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.
2017