НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Демченко Е. М. Эссе Мои педагогические находки

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf

«Расскажи, и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать, и я пойму»

                               (китайская пословица)

        Стать педагогом мечтала с детства. Помню родители рассказывали: «Поставишь стульчик в ряд рассадишь кукол, возьмёшь в руку указку и что, им рассказываешь»
         Мечта, как и положено сбылась. Работаю воспитателем в детском саду. Люблю детей и свою работу. Работаю в саду уже 25 лет из них 13 лет воспитателем. Детский сад — это удивительный мир, в котором педагог каждый день находится в состоянии поиска. Поиска ответов на вопросы что, зачем, почему. И не просто ответов, а ответов доступных пониманию маленьких почемучек.
       В последний годы в нашу жизнь стремительно внедряются новые технологии, высокие технологии 21 века. В связи с этим меняется и мировоззрение общества. Всё это не могло не отразиться на вопросах моих почемучек, которые стали каверзнее. Чтобы идти в ногу со временем занимаюсь самообразованием. Считаю самообразование важнейшим фактором профессионализма педагога. Я изучаю новые методики, формы работы с дошкольниками, а как же новые средства обучения.
        В своей работе отдаю предпочтение исследовательским методам обучения. В процессе исследования у ребенка задействованы все органы чувств (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние). Знания и навыки полученные таким путем надежнее, крепче. Чем полученные репродуктивно. Исследование можно назвать таким мини научным процессом в упрощённой доступной пониманию дошкольников форме.
         В работе использую такие исследовательские методы обучения как,
- наблюдении самый доступный, но очень действенный метод. Наблюдение позволяет дошкольникам сравнивать, анализировать находить общее. Что в свою очередь развивает умение устанавливать причинно- следственные связи.
        В своей работе организовываю наблюдения за реальными явлениями природы (идет снег, туман и т.д.), наблюдения за растениями в разные времена года, наблюдения за животными и т.д. Обсуждаем причины появления этих явлений, сравниваем состояние растений и животных в разное время года. Делаем с детьми зарисовки того, что увидели.
-экспериментирование важный метод исследовательского обучения, который позволяет дошкольникам с помощью практических действий проверять и сравнивать.
         Активно использую в своей работе игры эксперименты и опыты, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дошкольникам нравятся опыты и эксперименты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и т.д. Проводя их ребята учатся рассуждать анализировать. А некоторые опыты воспринимаются дошкольниками как фокусы, например таяние льда в теплом повешении, окрашивание воды и др., а еще ребятам нравиться что проводить такие опыты они могут сами.
         Со своими воспитанниками рассматриваем таблицы и схемы к опытам, что помогает им понять происхождение даже очень сложных явлений. Рассматриваем и изучаем энциклопедии — это повышает интерес ребят к изучаемой проблеме.
         Мысленные эксперименты тоже очень нравятся дошкольникам. Мысленный эксперимент проводится в уме. То есть смотрим- глазками, слушаем ушками, думаем головой. Примером мысленного эксперимента может послужить д/и «Найди в окружающей обстановке предмет такой же формы».
        Исследовательские методы обучения в детском саду можно применять во всех возрастных группах начиная с раннего возраста, где с помощью простейших действий (пересыпание песка, переливание воды) ребенок знакомиться со свойствами материалов и в старшем дошкольном возрасте, когда ребята практически самостоятельно могут найти ответ на вопрос почему трава зеленая?
         Считаю исследовательские методы обучения ценной педагогической находкой, которая позволяет заложить у дошкольников основы активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Именно в такой личности нуждается современное общество с его высокой динамичностью.
          Библиографический список
1. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
3. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
2022