Библиографическое описание:
Александрова А.А. Развитие личностного потенциала у младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
В современном мире на первый план выходит не обучение учащихся предметным знаниям и навыкам, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс.
Моя цель, как учителя начальных классов, заключается в том, чтобы учащиеся моего класса овладели обобщенными способами деятельности и могли применять их реальных жизненных ситуациях. Отсюда вытекают задачи: создать благоприятные условия для формирования функционально грамотного человека и объединить в этом процессе всех его участников: учителя, учащихся и их родителей.
На первом родительском собрании мы обсудили все наши желания, наметили перспективы, договорились о включении всех участников образовательного процесса в общие дела классного коллектива. Родители учащихся полностью со мной согласились, и мы на родительском собрании разработали план действий по достижению нашей, уже общей, цели.
Вместе с психологом Тагаевой А.С. провели ряд диагностических процедур, направленных на определение уровня развития самостоятельности мышления учащихся моего третьего класса (использовали методику Ясюковой Лидмилы Апполоновны). Зафиксировали стартовую позицию и определили направления деятельности всех участников образовательного процесса.
Один из критериев оценки личностного потенциала младших школьников - самостоятельность мышления был низким, т.е. мои учащиеся могут действовать только тогда, когда перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать. Для успешного обучения учащихся 3 класса этого недостаточно, поэтому я изучила учебно-методическое пособие Муштавинской Ирины Валентиновна. Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Сформулированы уровни самостоятельности мышления, которые стали ориентирами в моей работе:
● средний уровень самостоятельности мышления. Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, хотя и не абсолютно беспомощен. Пытается припомнить, где ему попадались похожие задания, нежели рассуждать логически. Если среди них не оказывается ни одного подходящего, ребенок все равно использует какой-то из этих алгоритмов и выполняет работу неправильно. Сам ребенок оценить результаты своей деятельности не способен.
● хороший уровень самостоятельности мышления. Ребенок, вспоминая и рассуждая, старается самостоятельно подобрать подходящий, даже если нет полного. и применить его при выполнении задания. Если деятельность не требует от него ничего принципиально нового, то он с ней справляется. Редко обращается за помощью.
● высокий уровень самостоятельности мышления. Ребенок полностью овладел своими интеллектуальными операциями. Обычно, сразу видит, какой способ действий надо использовать. Когда встречается со сложными заданиями, способ действия отыскивает рассуждением. Оценивает логически, подходит ли этот способ, прежде чем его применить. Сам может ликвидировать пробелы в знаниях и общей осведомленности.
Не теряя времени, с начала учебного года начала применять приемы для развития критического мышления, дети вели творческие тетради. Старалась соблюдать структуру данной методики в урочное и внеурочное время. Применяла следующие приемы: фаза вызова, фаза осмысления новой информации и фаза рефлексии.
На стадии вызова ставилась задача не только активизировать, заинтересовать, мотивировать, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу. В основном, у моих учеников не было первоначальных знаний, опыта по теме, тогда помогали вопросы по изучению нового материала («толстые» и «тонкие» вопросы, «Ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова», при помощи ассоциаций, «Инсерт». Ученикам было интересно и увлекательно предъявлять свой опыт, высказывать предположения, свое мнение. Помогала ученикам систематизировать и правильно графически оформить свой опыт и предположения («кластеры», линии сравнения в таблицах). Учащиеся формулировали цель урока. Эта стадия фундаментальная для дальнейшей работы
На второй стадии, стадии осмысления, давала новые задания (текст параграфа, видеофильм, опыт т т.п.), подбирая материал старалась учитывать запросы и опыт учащихся на первой стадии, следовать поставленным целям. Таким образом, мы работали с информацией, приемы помогали сохранить активность ученика. А чтение и слушание становилось осмысленным.
На третьей стадии – рефлексии, организовывала обсуждение таким образом, чтобы ученики оценивали свои предположения и опыт с новой информации путем сравнения, чтобы дети демонстрировали, как изменились его знания и мнения от начала урока и до настоящего момента. Мы анализировали информацию, делали вывод, таким образом развивала когнитивные способности учащихся. Приемы предполагали организованную работу в группе, предложение ключевых слов, активное чтение, графические способы.
Для меня было важно, как мои ребята в жизни используют новые умения, компетенции, те каков их уровень функциональной грамотности: выделение известного и неизвестного, определять стратегию (порядок действий), объяснение хода решения.
Для детей было откровением то, что использование идей, более успешных выступлений или фактов, и доработка это правильно и необходимо делать для развития группы и проекта. Были моменты, когда дети отказывались работать в группе из-за того, что с их идеями не соглашаются или группа отказывалась следовать рекомендациям индивида, или кто-то сильно расстраивался до слез. Помог мне в регулировании групповых работ школьный психолог, благодаря рекомендациям мы стали учитывать тип темперамента при формировании групп: меланхолика нежелательно допускать к работе в паре с холериком, меланхолику отлично подойдет сангвиник, а холерику флегматик. Как они справляются с различными заданиями и выходят из сложившихся ситуаций в походе, на экскурсиях, в различных делах класса. Разработали алгоритм работы в паре и группе.
К наблюдению за развитием ребят подключила родителей и учителей в своей параллели. Использовали для этого листы наблюдений из программы «Вклад в будущее»:
Родители стали отмечать, что дети стали самостоятельнее при решении учебных задач. А классный коллектив стал намного дружнее. Ребята стали внимательней друг к другу, заботливей, научились слышать друг друга, принимать чужое мнение и корректно аргументированно высказывать свое несогласие. Возникающие конфликтные моменты (а они все равно в детском коллективе случаются) решали сами, высказываясь и приходя к консенсусу. Начало было положено!
В конце 3 класса при заключительном тестировании мой класс показал хороший прирост самостоятельности мышления по сравнению с первоначальными результатами, ровно в два раза!
Открытые уроки, которые проводила с использованием данной технологии, получили хорошие отзывы у экспертов и коллег. А урок, представленный на Всероссийский конкурс «Мой лучший урок», занял первое место.
Участие в различных профессиональных конкурсах, презентация своих наработок и достижений, общение с коллегами со всей России способствуют профессиональному росту и мотивируют на непрерывное самообразование.
В 2022-2023 учебном году прошла обучение в МГПУ по дополнительной профессиональной программе «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций». Вошла в состав команды Краснодарского края. По итогам обучения наша команда Краснодарского края была награждена почетной грамотой за эффективное командное взаимодействие.
Опыт работы в команде и материалы, полученные на КПК (четыре ветви эмоционального интеллекта, азбука эмоций, квадрат эмоций, социально – психологические потребности, стили общения, личностно-развивающая школьная среда, 4 шага ненасильственного общения, 4 К компетенции) стала использовать в своей работе с классным коллективом и делилась ими на городских и краевых семинарах в ИРО Краснодарского края.
В новом учебном году, используя результаты анализа года, я продолжала уделять большое внимание на развитие личности ученика, используя приемы технологии критического и креативного мышления, параллельно развивая эмоциональный интеллект, основы коммуникации и кооперации («4К»).
В практической работе с учащимися я обратила внимание, что детям составляет сложность грамотно формулировать и задать вопросы, не стесняться уточнять непонятное.
Сложно в групповой работе договариваться, соблюдать общие правила коммуникации, принимать аргументированные замечания или несогласие с их мнением.
В дальнейшем ребятам, психологически незрелым, сложно будет выстроить продуктивное общение, работать в команде, существовать в социуме и комфортно себя чувствовать на занятиях, получать информацию.
Чтобы у моих детей были развиты основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. В течение нового учебного года я активно использовала приемы 4К: смешанное обучение, которое позволяет задействовать ИКТ технологии; перевернутое обучение, меняющее работу дома и в классе местами: учащиеся дома ищут нужный материал, а в классе выполняют проверочную работу. Разрабатывая урок, включала следующие элементы: легенду для учеников, т. е. описание проблемной ситуации и связанного с ней проекта, исследования или эксперимента; заполненную технологическую карту урока; лист групповой работы, который организует работу групп на уроке и обеспечивает ученикам возможность проявлять и развивать учебную самостоятельность; раздаточные материалы для учеников.
Развивала эмоциональный интеллект не только в урочное, но и во внеурочное время. Делала акцент на развитие социальных умений, критического мышления, умения кооперироваться с другими детьми, решать проблемы и смело выбираться из сложных жизненных ситуаций.
Для развития критического мышления, креативности, кооперации и коммуникации я использовала эмоционально-интеллектуальный стиль общения, 4 шага ненасильственного общения, четыре ветви эмоционального интеллекта, азбуку эмоций, квадрат эмоций (соотнесение эмоций и результатов деятельности, соотнесение предмета и результата деятельности), старалась учитывать социально-психологические потребности, провела веб-игру «Город эмоций».
В рамках занятий кружка «Маршруты родного города» мы часто ходили на различные экскурсии. Но прежде, в рамках аудиторной работы, мы к ним готовились: разбивались на группы, учились ставить цели, определять задачи, распределять поручения для выполнения общего задания группы. Благодаря такой работе при участии в городских квизах и квестах наш класс занимал призовые места. А в конкурсе «Водопады города Сочи 2023» мы заняли 1 место.
В рамках кружка «Земля – наш дом» активно участвуем в экологических акциях по очистке побережья Черного моря «Черному морю чистые пляжи 2023». Очистка побережья рек города Сочи, участие в «ЭКО Сочи» по сбору пластика, макулатуры, батареек стали постоянными нашими добрыми делами. Наш класс был отмечен на муниципальном уровне за создание 3 D плаката «Подводный мир Черного моря» и награжден дипломом второй степени. Активно сотрудничаем с туристическим центром, где ученики получают опыт скалолазания, ориентирования по карте местности.
В рамках кружка Клуб «Книголюб» посещаем городские библиотеки, знакомимся с авторами детских сказок и рассказов, участвуем в тематических мероприятиях квест-играх, социальных проектах. Ученицы Панина Алиса заняла 2 место, Гицба Валерия 1 место на городском конкурсе чтецов.
В рамках работы всех наших кружков ведется проектно-исследовательская работа. Каждый выбирает направление по своему интересу или объединяются в мини группы и создают свои проекты, которые мои учащиеся презентуют на городской конференции «Первые шаги в науку» и городских и всероссийских этапах конкурса «Я- исследователь». Учащиеся нашего класса занимают призовые места: Кабанова Таисия – лауреат, Яровая Владислава - лауреат городского конкурса и финалист Всероссийского конкурса, Устин Даниил - призер на муниципальном уровне.
Основы работы в группе мои учащиеся уже освоили. И это радует меня порой больше, чем призовые места.
По итогам 2-х лет работы над развитием критического мышления показатель самостоятельности мышления возрос и достиг хорошего уровня.
Если обратить внимание на показатель конца 2021-2022 учебного года и сравнить его с показателем на начало 2022-2023 учебного, можно увидеть небольшой прирост и за летние каникулы. Обычно в летний период ребята многое забывают, но не в нашем случае. На летних каникулах работа по интересам и желанию ребят продолжалась. Я только предложила своим учащимся разные задания и формы работы. А ребята самостоятельно решали: что, когда и с кем они будут изучать, исследовать, проектировать. Над чем будут размышлять и что будут презентовать своим одноклассникам в начале нового учебного года.
Какие задания предлагала? Например, следующие:
*провести исследования: создание мыльных пузырей и предположить – «Почему пузыри невозможно поймать рукой?»;
*создать радужную ленту и ответить на вопрос «Почему вода поднимается вверх по шнурку или по салфетке»;
*выяснить как поведут себя чернила на бумаге, если ее слегка намочить» и т.п.
После того, как ребята выполнили свою работу, они сообщали мне о завершении своего исследования, а я предлагала им ссылку на научное разъяснение, с котором они могли ознакомиться по QR-коду и проверить свою гипотезу.
Другие учащиеся вели дневники наблюдений за своими питомцами и пытались понять «Почему собака дышит с открытым ртом», «Почему линяют животные»; «Как понять язык питомца». Некоторых ребят из нашего класса больше заинтересовал растительный мир нашего города и других регионов, в которых они провели свои каникулы. Учащиеся создавали гербарий и сравнивали растительность посещенных мест, отвечали на вопросы «Все ли растения из предложенного списка есть в нашей местности?», «Почему в нашем регионе такие мясистые листья» и т. п.
В этой работе мои учащиеся приобретали уникальный опыт создания проекта, который предполагает высказывания гипотезы и ее проверки в ходе своего исследования. Летнее время мы использовали с пользой: наблюдали, узнавали, получали положительные эмоции и заряд бодрости! Поэтому и появился прирост в коэффициенте личностного развития моих учащихся, чему я несказанно рада.
И еще, это значит, что созданные мною условия и выбранные приемы для личностного развития младших школьников были эффективны.
Александрова А.А. Развитие личностного потенциала у младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
В современном мире на первый план выходит не обучение учащихся предметным знаниям и навыкам, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс.
Моя цель, как учителя начальных классов, заключается в том, чтобы учащиеся моего класса овладели обобщенными способами деятельности и могли применять их реальных жизненных ситуациях. Отсюда вытекают задачи: создать благоприятные условия для формирования функционально грамотного человека и объединить в этом процессе всех его участников: учителя, учащихся и их родителей.
На первом родительском собрании мы обсудили все наши желания, наметили перспективы, договорились о включении всех участников образовательного процесса в общие дела классного коллектива. Родители учащихся полностью со мной согласились, и мы на родительском собрании разработали план действий по достижению нашей, уже общей, цели.
Вместе с психологом Тагаевой А.С. провели ряд диагностических процедур, направленных на определение уровня развития самостоятельности мышления учащихся моего третьего класса (использовали методику Ясюковой Лидмилы Апполоновны). Зафиксировали стартовую позицию и определили направления деятельности всех участников образовательного процесса.
Один из критериев оценки личностного потенциала младших школьников - самостоятельность мышления был низким, т.е. мои учащиеся могут действовать только тогда, когда перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать. Для успешного обучения учащихся 3 класса этого недостаточно, поэтому я изучила учебно-методическое пособие Муштавинской Ирины Валентиновна. Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Сформулированы уровни самостоятельности мышления, которые стали ориентирами в моей работе:
● средний уровень самостоятельности мышления. Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, хотя и не абсолютно беспомощен. Пытается припомнить, где ему попадались похожие задания, нежели рассуждать логически. Если среди них не оказывается ни одного подходящего, ребенок все равно использует какой-то из этих алгоритмов и выполняет работу неправильно. Сам ребенок оценить результаты своей деятельности не способен.
● хороший уровень самостоятельности мышления. Ребенок, вспоминая и рассуждая, старается самостоятельно подобрать подходящий, даже если нет полного. и применить его при выполнении задания. Если деятельность не требует от него ничего принципиально нового, то он с ней справляется. Редко обращается за помощью.
● высокий уровень самостоятельности мышления. Ребенок полностью овладел своими интеллектуальными операциями. Обычно, сразу видит, какой способ действий надо использовать. Когда встречается со сложными заданиями, способ действия отыскивает рассуждением. Оценивает логически, подходит ли этот способ, прежде чем его применить. Сам может ликвидировать пробелы в знаниях и общей осведомленности.
Не теряя времени, с начала учебного года начала применять приемы для развития критического мышления, дети вели творческие тетради. Старалась соблюдать структуру данной методики в урочное и внеурочное время. Применяла следующие приемы: фаза вызова, фаза осмысления новой информации и фаза рефлексии.
На стадии вызова ставилась задача не только активизировать, заинтересовать, мотивировать, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу. В основном, у моих учеников не было первоначальных знаний, опыта по теме, тогда помогали вопросы по изучению нового материала («толстые» и «тонкие» вопросы, «Ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова», при помощи ассоциаций, «Инсерт». Ученикам было интересно и увлекательно предъявлять свой опыт, высказывать предположения, свое мнение. Помогала ученикам систематизировать и правильно графически оформить свой опыт и предположения («кластеры», линии сравнения в таблицах). Учащиеся формулировали цель урока. Эта стадия фундаментальная для дальнейшей работы
На второй стадии, стадии осмысления, давала новые задания (текст параграфа, видеофильм, опыт т т.п.), подбирая материал старалась учитывать запросы и опыт учащихся на первой стадии, следовать поставленным целям. Таким образом, мы работали с информацией, приемы помогали сохранить активность ученика. А чтение и слушание становилось осмысленным.
На третьей стадии – рефлексии, организовывала обсуждение таким образом, чтобы ученики оценивали свои предположения и опыт с новой информации путем сравнения, чтобы дети демонстрировали, как изменились его знания и мнения от начала урока и до настоящего момента. Мы анализировали информацию, делали вывод, таким образом развивала когнитивные способности учащихся. Приемы предполагали организованную работу в группе, предложение ключевых слов, активное чтение, графические способы.
Для меня было важно, как мои ребята в жизни используют новые умения, компетенции, те каков их уровень функциональной грамотности: выделение известного и неизвестного, определять стратегию (порядок действий), объяснение хода решения.
Для детей было откровением то, что использование идей, более успешных выступлений или фактов, и доработка это правильно и необходимо делать для развития группы и проекта. Были моменты, когда дети отказывались работать в группе из-за того, что с их идеями не соглашаются или группа отказывалась следовать рекомендациям индивида, или кто-то сильно расстраивался до слез. Помог мне в регулировании групповых работ школьный психолог, благодаря рекомендациям мы стали учитывать тип темперамента при формировании групп: меланхолика нежелательно допускать к работе в паре с холериком, меланхолику отлично подойдет сангвиник, а холерику флегматик. Как они справляются с различными заданиями и выходят из сложившихся ситуаций в походе, на экскурсиях, в различных делах класса. Разработали алгоритм работы в паре и группе.
К наблюдению за развитием ребят подключила родителей и учителей в своей параллели. Использовали для этого листы наблюдений из программы «Вклад в будущее»:
Родители стали отмечать, что дети стали самостоятельнее при решении учебных задач. А классный коллектив стал намного дружнее. Ребята стали внимательней друг к другу, заботливей, научились слышать друг друга, принимать чужое мнение и корректно аргументированно высказывать свое несогласие. Возникающие конфликтные моменты (а они все равно в детском коллективе случаются) решали сами, высказываясь и приходя к консенсусу. Начало было положено!
В конце 3 класса при заключительном тестировании мой класс показал хороший прирост самостоятельности мышления по сравнению с первоначальными результатами, ровно в два раза!
Открытые уроки, которые проводила с использованием данной технологии, получили хорошие отзывы у экспертов и коллег. А урок, представленный на Всероссийский конкурс «Мой лучший урок», занял первое место.
Участие в различных профессиональных конкурсах, презентация своих наработок и достижений, общение с коллегами со всей России способствуют профессиональному росту и мотивируют на непрерывное самообразование.
В 2022-2023 учебном году прошла обучение в МГПУ по дополнительной профессиональной программе «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций». Вошла в состав команды Краснодарского края. По итогам обучения наша команда Краснодарского края была награждена почетной грамотой за эффективное командное взаимодействие.
Опыт работы в команде и материалы, полученные на КПК (четыре ветви эмоционального интеллекта, азбука эмоций, квадрат эмоций, социально – психологические потребности, стили общения, личностно-развивающая школьная среда, 4 шага ненасильственного общения, 4 К компетенции) стала использовать в своей работе с классным коллективом и делилась ими на городских и краевых семинарах в ИРО Краснодарского края.
В новом учебном году, используя результаты анализа года, я продолжала уделять большое внимание на развитие личности ученика, используя приемы технологии критического и креативного мышления, параллельно развивая эмоциональный интеллект, основы коммуникации и кооперации («4К»).
В практической работе с учащимися я обратила внимание, что детям составляет сложность грамотно формулировать и задать вопросы, не стесняться уточнять непонятное.
Сложно в групповой работе договариваться, соблюдать общие правила коммуникации, принимать аргументированные замечания или несогласие с их мнением.
В дальнейшем ребятам, психологически незрелым, сложно будет выстроить продуктивное общение, работать в команде, существовать в социуме и комфортно себя чувствовать на занятиях, получать информацию.
Чтобы у моих детей были развиты основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. В течение нового учебного года я активно использовала приемы 4К: смешанное обучение, которое позволяет задействовать ИКТ технологии; перевернутое обучение, меняющее работу дома и в классе местами: учащиеся дома ищут нужный материал, а в классе выполняют проверочную работу. Разрабатывая урок, включала следующие элементы: легенду для учеников, т. е. описание проблемной ситуации и связанного с ней проекта, исследования или эксперимента; заполненную технологическую карту урока; лист групповой работы, который организует работу групп на уроке и обеспечивает ученикам возможность проявлять и развивать учебную самостоятельность; раздаточные материалы для учеников.
Развивала эмоциональный интеллект не только в урочное, но и во внеурочное время. Делала акцент на развитие социальных умений, критического мышления, умения кооперироваться с другими детьми, решать проблемы и смело выбираться из сложных жизненных ситуаций.
Для развития критического мышления, креативности, кооперации и коммуникации я использовала эмоционально-интеллектуальный стиль общения, 4 шага ненасильственного общения, четыре ветви эмоционального интеллекта, азбуку эмоций, квадрат эмоций (соотнесение эмоций и результатов деятельности, соотнесение предмета и результата деятельности), старалась учитывать социально-психологические потребности, провела веб-игру «Город эмоций».
В рамках занятий кружка «Маршруты родного города» мы часто ходили на различные экскурсии. Но прежде, в рамках аудиторной работы, мы к ним готовились: разбивались на группы, учились ставить цели, определять задачи, распределять поручения для выполнения общего задания группы. Благодаря такой работе при участии в городских квизах и квестах наш класс занимал призовые места. А в конкурсе «Водопады города Сочи 2023» мы заняли 1 место.
В рамках кружка «Земля – наш дом» активно участвуем в экологических акциях по очистке побережья Черного моря «Черному морю чистые пляжи 2023». Очистка побережья рек города Сочи, участие в «ЭКО Сочи» по сбору пластика, макулатуры, батареек стали постоянными нашими добрыми делами. Наш класс был отмечен на муниципальном уровне за создание 3 D плаката «Подводный мир Черного моря» и награжден дипломом второй степени. Активно сотрудничаем с туристическим центром, где ученики получают опыт скалолазания, ориентирования по карте местности.
В рамках кружка Клуб «Книголюб» посещаем городские библиотеки, знакомимся с авторами детских сказок и рассказов, участвуем в тематических мероприятиях квест-играх, социальных проектах. Ученицы Панина Алиса заняла 2 место, Гицба Валерия 1 место на городском конкурсе чтецов.
В рамках работы всех наших кружков ведется проектно-исследовательская работа. Каждый выбирает направление по своему интересу или объединяются в мини группы и создают свои проекты, которые мои учащиеся презентуют на городской конференции «Первые шаги в науку» и городских и всероссийских этапах конкурса «Я- исследователь». Учащиеся нашего класса занимают призовые места: Кабанова Таисия – лауреат, Яровая Владислава - лауреат городского конкурса и финалист Всероссийского конкурса, Устин Даниил - призер на муниципальном уровне.
Основы работы в группе мои учащиеся уже освоили. И это радует меня порой больше, чем призовые места.
По итогам 2-х лет работы над развитием критического мышления показатель самостоятельности мышления возрос и достиг хорошего уровня.
Если обратить внимание на показатель конца 2021-2022 учебного года и сравнить его с показателем на начало 2022-2023 учебного, можно увидеть небольшой прирост и за летние каникулы. Обычно в летний период ребята многое забывают, но не в нашем случае. На летних каникулах работа по интересам и желанию ребят продолжалась. Я только предложила своим учащимся разные задания и формы работы. А ребята самостоятельно решали: что, когда и с кем они будут изучать, исследовать, проектировать. Над чем будут размышлять и что будут презентовать своим одноклассникам в начале нового учебного года.
Какие задания предлагала? Например, следующие:
*провести исследования: создание мыльных пузырей и предположить – «Почему пузыри невозможно поймать рукой?»;
*создать радужную ленту и ответить на вопрос «Почему вода поднимается вверх по шнурку или по салфетке»;
*выяснить как поведут себя чернила на бумаге, если ее слегка намочить» и т.п.
После того, как ребята выполнили свою работу, они сообщали мне о завершении своего исследования, а я предлагала им ссылку на научное разъяснение, с котором они могли ознакомиться по QR-коду и проверить свою гипотезу.
Другие учащиеся вели дневники наблюдений за своими питомцами и пытались понять «Почему собака дышит с открытым ртом», «Почему линяют животные»; «Как понять язык питомца». Некоторых ребят из нашего класса больше заинтересовал растительный мир нашего города и других регионов, в которых они провели свои каникулы. Учащиеся создавали гербарий и сравнивали растительность посещенных мест, отвечали на вопросы «Все ли растения из предложенного списка есть в нашей местности?», «Почему в нашем регионе такие мясистые листья» и т. п.
В этой работе мои учащиеся приобретали уникальный опыт создания проекта, который предполагает высказывания гипотезы и ее проверки в ходе своего исследования. Летнее время мы использовали с пользой: наблюдали, узнавали, получали положительные эмоции и заряд бодрости! Поэтому и появился прирост в коэффициенте личностного развития моих учащихся, чему я несказанно рада.
И еще, это значит, что созданные мною условия и выбранные приемы для личностного развития младших школьников были эффективны.