Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Гаврилова Е.В., Бацуро В.П., Евсикова М.А. Основные аспекты реабилитации слуха после кохлеарной имплантации. Как развивать музыкальное восприятие в домашних условиях

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf

Обучение ребенка с нарушением слуха умению говорить, развивать у него умение слушать – это увлекательный процесс для всех, кто в нем участвует. Когда слабослышащий ребенок учится слушать и говорить, родители испытывают удивительное чувство, словно отправляются в путешествие, целью которого является приобщение ребенком навыков общения. Сегодня, благодаря техническому прогрессу, слабослышащие дети имеют возможность получить доступ ко всем звукам речи, опираясь только на слуховые возможности. Если у ребенка выявлены нарушения слуха, родители, как правило, ищут методику, отвечающую их целям. Поначалу у родителей может появиться ощущение, что они тонут в море информации. Они могут заблудиться в лесу разных концепций и методик и не суметь все это проанализировать. Часто слышен зов родителей о помощи: «Что же нам делать дома?». Данная консультация и советы представляют попытку откликнуться на этот зов. Это источник информации, содержащий перечень практических приемов, которые можно использоваться родителем в домашней обстановке, чтобы сделать слухоречевое обучение неотъемлемой частью повседневной жизни.


Практические советы по обучению музыкальному восприятию
Эти советы могут принести пользу детям, которые хотят улучшить свое восприятие музыки. Они обнаружат, что некоторые, а, возможно, и все эти советы помогут им научиться получать положительные эмоции от прослушивания музыкальных произведений.

1.    Создайте комфортные условия для прослушивания музыкального материала
·       Воспринимать музыку легче в условиях тишины и отсутствия эха
·       Некоторые люди предпочитают использовать наушники или прямое подключение к звуковому процессору. Каковы бы ни были Ваши предпочтения, используйте звуковое оборудование хорошего качества

2.    Тщательно отбирайте материал для прослушивания
·       Легче воспринимаются те музыкальные произведения, которые были знакомы пользователю до потери слуха. Память мозга помогает восстановить информационные пробелы
·       Начните с прослушивания музыкальных произведений, которые исполняются при участии малого числа музыкальных инструментов (в исполнении небольших ансамблей или соло), а не с оркестровой музыки или больших ансамблей
·       Легче воспринимаются песни, в которых есть повторяющиеся музыкальные фрагменты или слова
·       Определите, какие музыкальные звуки, инструменты и стили наиболее приятны Вам при прослушивании

3.    Разработайте стратегию прослушивания
·       Сеансы прослушивания должны быть систематическими, не длительными, но частыми. Короткие сеансы, четко распределенные по времени, более эффективны, нежели одно или два длительных прослушивания. Сначала просто сконцентрируйтесь на ритме, затем постепенно смещайте фокус внимания на другие аспекты. Такой подход постепенно вырабатывает терпимость к восприятию различных музыкальных звуков
·       Не ожидайте немедленного качественного восприятия музыки. Многие отмечают, что восприятие улучшается после регулярного прослушивания в течение продолжительного времени
·       Если Вам очень понравилось какое-либо музыкальное произведение, выясните и запишите его название. По этому критерию создайте собственную фонотеку
·       Рассмотрите возможность участия в программе «музыкальной терапии» или систематической программе музыкальных тренировок

4.    Обеспечьте наилучшее качество звука
·       Прослушивайте музыку умеренной громкости
·       Некоторые считают, что легче воспринимается цифровая музыка в формате CD, MP3 и других

5.    Опирайтесь на визуальное восприятие
·       Используйте визуальные вспомогательные средства: читайте по губам исполнителя, следите за движениями пальцев пианиста. Это поможет уловить смысл музыкального произведения
·       Прочитайте слова песни, тексты можно найти в Интернете

6.    Расширяйте свои интересы в области восприятия музыки
·       Помните, что музыка – это не просто набор нот. Это социальная деятельность, помогающая людям устанавливать контакт. Вы можете получать удовольствие от процесса планирования и подготовки к посещению музыкального события и сосредоточиться на социальном аспекте
·       Если во время посещения музыкального мероприятия, на котором присутствует много людей, Вы испытываете шок, устройте для себя «момент тишины». Уменьшите громкость или полностью отключите свой звуковой процессор (или даже покиньте зал), чтобы дать отдых ушам и мозгу. Отдыхайте до тех пор, пока не почувствуете, что Вы снова готовы воспринимать музыку
·       Необходимо принять предварительные меры предосторожности, чтобы обеспечить себе комфортные условия для прослушивания. Например, заказывая столик в ресторане, попросите, чтобы он находился подальше от источников громкого звука, тогда фоновая музыка не станет препятствием для ведения разговора
·       Некоторые люди обнаружили, что прослушивание вокальной музыки – это непростой, но довольно интересный способ улучшить восприятие речи

Попробуйте!
Примените на практике данные советы, чтобы помочь маленьким пациентам максимально расширить свой опыт музыкального восприятия.
·       Понаблюдайте, как ребенок реагирует на различные типы музыки. Если Вы замечаете, что ему/ей нравятся определенные музыкальные инструменты или занятия, связанные с музыкой, поощряйте неформальное прослушивание и участие в этих видах деятельности. Имейте в виду, что многие дети с нормальным слухом предпочтут футбол игре на скрипке, поэтому отсутствие интереса в музыке у Вашего ребенка не стоит считать катастрофой
·       Помните, что некоторые музыкальные виды деятельности являются для пользователей кохлеарных имплантов более сложными, чем другие. Например, групповое пение или настройка инструмента – занятия довольно сложные, а вот движение в такт музыке во время танца или игра на ударном музыкальном инструменте даются гораздо легче. В целом, методом проб и ошибок, Вы обязательно определите, какие музыкальные виды деятельности наиболее приятны для Вашего ребенка
·       Громкие музыкальные звуки могут вызвать физический дискомфорт у многих пользователей кохлеарных имплантов
·       Обязательно сообщите преподавателю музыки о наличии кохлеарного импланта у Вашего ребенка и подробно расскажите педагогу о влиянии музыки на носителей КИ. В некоторых случаях посещение музыкальных занятий может оказаться не самым лучшим решением, но не думайте, что музыка в данном случае не поможет. Многие дети с имплантом на практике успешно участвуют в различных видах музыкальной деятельности

Список литературы
1.  ООО «Исток АУДИО». Официальный дистрибьютор компании Cochlear М, Заводской проезд, д. 3А, 2010 г.
2. Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, «Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации» М, «Полиграф сервиз», 2014 г.
3. А.И. Сатаева, Н.Д. Шматко, «Реализация новых возможностей ребенка» М, 2014 г.
2022