Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Печень А. П. Образное мышление и двигательная активность на уроках сольфеджио

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf


На протяжении многих лет сложились определенные традиции преподавания музыкально-теоретических дисциплин, созданные лучшими представителями педагогики. Свою жизнеспособность и продуктивность они многие десятилетия доказывали результативностью. Однако в последних тенденциях времени стало понятно, что необходимы новые подходы, формы и методы, созвучные современным реалиям, но при этом очень важно сохранить наработанные в классической методике.
Сольфеджио – это универсальная дисциплина. Она помогает учащемуся шаг за шагом превратить в своём сознании «музыкальный шум» в звуковое наслаждение. А для того что бы наслаждаться музыкой, необходимо мыслить образами. Особенно это важно, на начальном этапе обучения.
При первом знакомстве с музыкальными терминами, важно дать яркое, чёткое его объяснение. Для этого многие преподаватели используют образно-зрительную систему ассоциаций. Например, в своих пособиях В. В. Кирюшин, при помощи сказочных героев объясняет детям основные музыкальные термины, дает им образно-эмоциональные характеристики.
Естественно, что на каждом этапе объяснения педагог должен вести диалог с учениками, спрашивать и учитывать их мнения об ассоциациях, связанных со звучанием изучаемого материала. В мелодическом же освоении помогут краткие «песенки-попевки», которые предлагают педагогам практикующие теоретики [1, 2, 5, 6, 9]. Важно, чтобы эти «песни-правила-ассоциации» были яркими, легкодоступными, запоминающимися в мелодическом и ритмическом плане. Используя в практике такие упражнения, у учащегося активизируется и развивается слуховая и образная память.
Кроме использования ассоциативно-образного мышления, в освоении практического материала, возможно использование образно-двигательных упражнений, двигательной активности учащихся. Восприятие теоретического материала через образы-движения позволяют не только изучить материал, но и внести разнообразие в учебный процесс, сделать его более увлекательным, доступным для понимания и усвоения. Ниже приведем некоторые из них.
Интонационное упражнение «Шла собака по роялю». Учащиеся выстраиваются в круг. Руки ладонями вперед, на уровне пояса, по обе стороны от туловища. Левая ладонь под правой ладонью от слева стоящего ученика. По цепочке учащиеся начинают петь распевку-рефрен «Шла собака, по роялю и сказала гамму…». Каждое слово сопровождается хлопком правой руки по правой руке стоящего слева. Учащийся, который называет гамму, должен назвать ключевые знаки тональности. После настройки преподавателя, гамма исполняется цепочкой в восходящем и нисходящем движении. Каждый учащийся поет один звук. Возможен усложненный вариант интонирования, с помощью чередования пения звука в слух и пения внутренним слухом. При изучении и усвоении темы «интервал», можно заменить пение гамм, на интервалы.

Рисунок 1. Песня-гамма «Шла собака по роялю»

Данное упражнение позволяет активизировать внимание учащихся, помогает выучить и запомнить знаки в тональностях, развить внутренний слух.
Распевка «Интервалы» с помощью пластических символов знакомит с названиями интервалов, позволяет их «подержать» в пальцах, тем самым через образно-двигательные движения освоить данную тему.
Прима – указательные пальцы обеих рук вытянуты вперёд, остальные собраны в кулак. Данным движением показываем унисон.
Секунда – первый и указательный пальцы каждой руки сцеплены между собой и между друг-другом. Данное движение показывает, что звуки интервалы связанны как звенья в «цепочке».
Терция – данный интервал можно показывать отдельными руками в которых соединяются первый и третий палец каждой руки. А можно и двумя руками, что благоприятно сказывается на развитии координации движения и развитии обоих полушарий головного мозга, в таком случае соединяются большие и третьи пальцы, образуя круг. Главное, в данном жесте – это осмысление интервала, который охватывает три ступени и между ними есть ещё один звук (второй, указательный палец, который не используется).
Кварта – соединяются первый и четвертый палец каждой руки, либо первый с первым и четвертый с четвертым обеих рук. По аналогии с терцией.
Квинта – соединяются первый и пятый палец каждой руки, либо первый с первым и пятый с пятым обеих рук. По аналогии с терцией и квартой.
Секста – две руки изображают большую чашу. Это «широкий» интервал, в котором много звуков, и человеку не хватает пальцев одной руки, для его изображения, но он благозвучный и приятный, как чаша с вареньем.
Септима – руки разводятся в стороны, а плечи поднимаются вверх – знак вопроса. Септима звучит резко, звуки расположены далеко.
Октава – один кулак с вытянутым указательным пальцем вверху, другой внизу, показывают очень широкое расстояние между двумя одинаковыми звуками.

Рисунок 2. Т. Сиротина. Музыкальная азбука «Интервалы».

«Интервальное дерево». Данное упражнение это ассоциативно-двигательный образ интервалов, которое помогает понять, разницу между узкими и широкими интервалами, их строением.

Рисунок 3. «Интервальное дерево»

Учащимся можно рассказать и «показать» как из семя вырастает дерево, ассоциируя это с интервалами.
Интервалы:
ч.1 – нет движения (семечко попало в землю);
м. 2 – дискомфорт, страх, боязнь (внутри семя зарождается росток, ему тесно в своей оболочке и оно пытается расти, но ему «боязно», ведь там за оболочкой неизвестность);
б. 2 – небольшое движение вперёд (стремление идти, расти, росток пробивается через оболочку);
м. 3 – «холодно», минор (в земле холодно, и поэтому, надо расти выше);
б. 3 – «теплее» (росток предчувствует тепло, оно почти проросло), мажор;
ч. 4 – призыв, показ себя (росток показался на поверхности);
ч. 5 – рост (росток превращается в деревцо);
м.6, б.6 – активно растет,
м.7 – дерево «цветет»;
б.7 – на дереве появляются спелые плоды;
ч.8 – росток вырос, плод поспел и в нем появляется семя, которое, вновь может оказаться в земле (ассоциация с обращением интервалов).
«Музыкальный звукоряд». Учащиеся выстраиваются в одну линию. Работа ведётся в определённой тональности. Каждый учащийся получает отдельный звук (ступень) тональности. Предварительно пропев гамму хором, затем цепочкой, вверх и вниз, учащиеся «показывают» устойчивые звуки и T53 пластическими жестами, соединяя большие, средние и мизинцы правой и левой рук друг с другом. Данный жест – даёт возможность не только запомнить какие ступени называются устойчивыми (I cт. – первый палец, III ст. – средний палец, V ст. – мизинец.), как образовывается трезвучие – состоит из трёх нот расположенных по терциям. Необходимо заострить внимание, на том, что чаще всего пианисты, играя трезвучия, используют именно эти пальцы. Учащимся других специальностей, данный жест даёт понять, что все три звука можно сыграть гармонически.
Далее преподаватель, называет ступень или звук и интервал который необходимо построить от него. После построения учащиеся делают шаг вперёд и поют интервал мелодически и гармонически.
К образно-двигательной активности можно отнести «Звучащие жесты», которые используются в сольфеджировании. «Звучащие жесты» – это музыка тела или игра звуками человеческого тела (это хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы, щелчки пальцами и т. д.). Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения. Хлопки могут быть исполнены всей ладонью, тихие хлопки – согнутыми ладонями, можно ударять верхними частями кистей или одними пальцами по нижней части ладони. Притопы: всей стопой, пяткой, носком. Шлепки: по коленям, по груди, по бокам и т.д. Щелчки: пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам. В свою очередь длительности можно озвучить: четвертные ноты – шлепок по коленям, восьмые – хлопок в ладони, шестнадцатые – удар кулачком по ладони.
В последнее время, использование современных информационных технологий повлекло использование мультимедийных пособий и презентаций на уроках музыкально-теоретического цикла. Использование новых технологий позволяет педагогу широко использовать наглядные пособия. Они могут быть самыми разнообразными и даже наиболее сложную форму работы – диктант, возможно, провести с помощью мультимедийных проектов, что в свою очередь заинтересует учащихся, сделает обучение более наглядным и ассоциативным.
Например – диктант «Цифра 1». Первые (три) проигрывания диктанта прослушиваются при помощи мультимедийной презентации. Учащиеся с преподавателем анализируют направление мелодии, определяют, с какой ступени начинается диктант. Сравнивают и ищут аналогии с предлагаемой цифрой.

Презентация-диктант «Цифра № 1»


Слайд 1.
Звучит настройка. Гамма ре мажор.
У учащихся есть возможность пропеть устойчивые звуки и верхний тетрахорд.

Слайд 2.
При помощи анимации на слайде появляются цветы в виде цифры«1».
Звучит мелодия диктанта в быстром темпе.

Слайд 3.
При помощи анимации на слайде появляются цветы в виде цифры«1».
Звучит мелодия диктанта в медленном темпе.

Слайд 4.
При помощи анимации на слайде появляются цветы в виде цифры«1».
Звучит мелодия диктанта в медленном темпе. На слайде стрелками указывается ступени и движение мелодии.

Рисунок 4. Диктант


Проанализировав диктант с учащимися, преподаватель играет на инструменте либо несколько раз дублирует слайд № 2, 3. Учащиеся записывают диктант.

ЛИТЕРАТУРА

1.       Абелян Л. Забавное сольфеджио. М.: Музыка, 2005. 64 с.
2.       Боровик Т. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Подготовительная группа, 1-2 класс ДМШ и ДШИ. М.: Музыка, 2006. 66 с.
3.       Макейчук В. Современные методы обучения предмета сольфеджио. М.: Композитор, 2001. 103 с.
4.       Камозина О. Неправильное сольфеджио. Ростов на Дону, 2009. 206 с.
5.       Лёхина Л. «Путешествие в страну интервалов». К.: Композитор, 2015. 28 с.
6.       Рокитянская Т. Воспитание звуком. М.: Музыка, 2011. 198 с.
7.       Сиротина Т. Музыкальная азбука. М.: Музыка, 1998. 114 с.
8.       Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978. 82 с.
2021