Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Сегодня происходит крушение многих нравственных принципов: у большинства людей старые идеалы изжили себя, в сознании многих - вакуум. Воспитывая детей, взрослые должны обращать их взор к доброму, вечному, благому.
О духовно-нравственных категориях, о гражданственности, о патриотизме зачастую говорит лишь школьный учитель. А ведь патриотизм не только одна из важнейших черт личности, но и исконно присущая, существенная черта российского менталитета, которая составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности.
Таким образом, приоритетной становится проблема создания условий для воспитания сознательного гражданина и патриота, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в интересах нашего общества.
Воспитание гражданина и патриота рассматривается педагогами как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Цели воспитания достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций. Формирование гражданина и патриота, способного к успешной социализации в обществе, необходимое условие при введении ФГОС в систему образования.
В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система гражданско-патриотического воспитания младших школьников, она включает в себя следующие этапы, для удобства проведения комплексной работы в единстве её всех составных частей и учётом возрастных особенностей школьников:
I этап. Пробуждение интереса к истории своей семьи, уважение к родителям, забота о старших и младших. “Моя родословная”, 1 класс.
II этап. Осознание понятия “малая родина”, знакомство с историей родной школы, города. “ Город моей мечты”, 2 класс.
III этап. Изучение и сохранение культурных богатств родного края, его истории. “ Край Поволжский”, 3 класс.
IV этап. Проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов, знакомство с военной историей страны. “Россия-родина моя”, 4 класс.
Построение системы воспитательной работы в классе является объективной необходимостью. Важно найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы. При построении воспитательной системы опираюсь на разные виды деятельности: историко-краеведческую и проектно-исследовательскую деятельность, игровую, спортивную и другие.
Особое место отводится проектно-исследовательской деятельности. Стараюсь, чтобы уже с первого класса каждый ребенок принял посильное участие в проектной деятельности: работал с источниками в поисках необходимой информации, готовил иллюстрации, поделки, фоторепортажи, проводил наблюдения, эксперименты, выполнял небольшие творческие задания, доказывал свою точку зрения и участвовал в совместных проектах (ученик-учитель-родители).
Такой подход даёт свои результаты. Все ученики 1 класса принимают активное участие в коллективных проектах: «Дорогой добра», «Благоустройство школьного двора», «Моя клумба», «Помоги птицам». Результаты проектной деятельности представляются школьниками на городском уровне, при подведении итогов городской экспедиции «Наш Тольятти».
Исследовательский метод эффективен тем, что в исследованиях могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания.
Важным направлением деятельности является информационно-исследовательское, так как использование новых информационных технологий даёт возможность реализации задач гражданско-патриотического воспитания на качественно новом уровне. Привычным становится Интернет-взаимодействие между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса с помощью блогов. В блоге учителя http://uhtxrbyf23.blogspot.ru/ ребята создают совместно с родителями интерактивную газету «Огонёк» с использованием веб-доски Stixy: размещают стикеры с необходимыми записями, картинки (фото), файлы различных форматов, листочки виртуального календаря. Темы газет разнообразные, по интересам детей: «9 мая», «Газета ко Дню защитника Отечества», «День России», «Столетие ветерана» и другие.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется в основном такими формами работы, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность.
Особый интерес в начальных классах представляют уроки Мужества. Для участия в них приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, участники афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов, ветераны труда. Их рассказы являются ценными источниками военной истории для ребят. Проведению урока Мужества предшествует большая поисково-исследовательская работа.
Обучающиеся активно участвуют в акциях милосердия: «Я верю в тебя солдат», «Красная гвоздика», «SкреПка», «Старость в радость», «Помощь приюту для бездомных животных». Безусловно, подобные акции способствуют оказанию конкретной помощи, а также формируют нравственные качества: доброту, человечность, искренность, способствуют развитию патриотических чувств личности, чувства сопричастности к судьбе страны.
Одной из эффективных форм воспитательной работы является коллективное творческое дело (КТД). Каждое коллективное творческое дело-это проявление практической заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу. Применение на практике КТД и коллективной организаторской деятельности помогает поддержать интерес ребёнка к различным видам деятельности, познавательную и социальную активность.
Повышенную активность показывают ребята в игре «Зарничка». «Зарничка» - не просто по-настоящему интересная и полезная военно-спортивная игра, это целый комплекс творческих дел. Она дает возможность выполнять по всем правилам воинского устава приказы командира, вырабатывать у себя находчивость, расторопность, быструю ориентировку, которые так важны и в обычной жизни.
Главным принципом патриотического воспитания учащихся становится познание и осознание своей малой Родины-того места, где впервые увидели свет солнца, получили путёвку в жизнь. Без всестороннего изучения родного края невозможно воспитывать любовь к Родине.
Ежегодно учащиеся третьего и четвёртого класса становятся активными участниками городской поисково-исследовательской экспедиции «Моя малая Родина-Тольятти». Исследовать историю своего края, своей малой Родины, хранить память о героях и верность традициям наших отцов и дедов, очень значимо для детей, выросших в мирный период истории.
Гражданско-патриотическое воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий способствует созданию благоприятных условий для гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Их обращение к такому духовному источнику, как прошлое семьи, в том числе и военное, позволяет возрождать связь поколений. Семейными традициями стало сохранение ценностей и реликвий, информации о героическом прошлом своей семьи, создание домашних мини-музеев. Дети принимают активное участие в создании таких мини-музеев. Это обогащает эмоционально-чувственный опыт ребят, так зарождается любовь к своей семье, её традициям.
Для определения эффективности воспитательного процесса проводится диагностика развития личности, которая показывает, что в 4 классе у обучающихся преобладает высокий уровень гражданско-патриотической воспитанности. Это является результатом целенаправленной, планомерной работы в рамках воспитательной системы.
Библиографический список
1.Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания. /Е.В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.
2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 2006.
3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования.М.: Просвещение, 2009.(Стандарты второго поколения).