Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Чернобровина В. А. Интерактивные тетради как средство повышения познавательной активности на уроках истории и обществознания

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


В современном мире для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать базу знаний своим ученикам. Акценты в преподавании сместились на развитие у школьников целой системы навыков и умений, с помощью которых они смогут сами «добыть» знания. Активную позицию на занятии теперь должны занимать учащиеся, педагог лишь направляет, помогает, организует работу, но это не всегда так. Многие педагоги сталкиваются с проблемой низкой мотивации учащихся, отсутствия у них интереса к учению, отстраненность на занятиях. В связи с решением данных проблем педагоги ищут новые подходы, идеи и способы обучения для того, чтобы соответствовать современным требованиям Стандарта, предъявляемым к образованию.
Перед педагогом стоит серьезная задача: нужно научить ребенка умениям и навыкам так, чтобы ему было интересно, чтобы он был главным активным участником этого процесса. Давайте попробуем разобраться, с помощью чего можно решить данную задачу.
Всем известно, что учащиеся вовлечены в процесс, когда им интересно, когда какой-то факт или история вызвала у них эмоции, когда они делают что-то сами, своими руками. Здесь и подключаются разнообразные современные педагогические технологии, активные и интерактивные методы обучения.
Интерактивное обучение (от англ. inter - взаимный, act - действовать) – это одна из разновидностей активного метода обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог значительно повышает объем усвоенного учениками материала.
Один из способов сделать процесс освоения знаний более интересным, запоминающимся, увлекательным на уроках - использование интерактивных тетрадей. Вообще тетрадь учащегося – это незаменимое средство обучения в предметах гуманитарного цикла. Многие преподаватели на занятиях часто произносят фразу «записываем в тетрадь». Мы стремимся к тому, чтобы учащиеся записали все «самое необходимое», всю теорию по нашим предметам: важнейшие термины и их определения, схемы и таблицы, даты и личности и многое другое.
Сейчас я покажу вам, как можно организовать работу учащихся в тетради, чтобы это было не просто записывание под диктовку или переписывание материала с учебника или презентации.
Работа с интерактивными тетрадями — это передовая методика, придуманная американцами для обучения детей школьного возраста, такие тетради позволяют изучать любой школьный предмет весело и увлекательно.
Интерактивная тетрадь – это современная форма ведения ученической тетради, которая позволяет обучающимся активно участвовать, анализировать взаимодействовать с новой информацией на занятиях. Это тетрадь, которая содержит в себе различные интерактивные шаблоны и элементы, направленные на изучение и закрепление тем.
Задачи, которые помогают решать интерактивные тетради:
·          компактная организация информации по изучаемой теме;
·          визуализация теоретического материала;
·          структурирование сложной информации;
·          понимание и запоминание информации по изучаемой теме;
·          повторение и закрепление материала по пройденной теме;
·          развитие познавательного интереса и творческого мышления;
·          развитие умений работать с информацией: уметь выбирать источники для получения информации, использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации в соответствии с задачами учебного предмета и др.
Перейдем к конкретике. Что же такое интерактивная тетрадь, как она выглядит на практике, как ее организовать?

Это обычная тетрадь в клеточку или на кольцах, внутри которой размещаются разнообразные вкладыши, интерактивные схемы, кармашки, шаблоны, конвертики, книжки с грамматическими правилами, которые складываются и раскладываются.
Рисунок 1. Интерактивная тетрадь по истории.
Как организовать работу с такой тетрадью? Если вы не использовали такой метод ранее, рекомендую заранее заготовить шаблоны, которые учащиеся должны будут вырезать и вклеить в тетрадь (готовые шаблоны можно поискать на просторах сети Интернет или составить самостоятельно в обычном текстовом документе). Чаще выдается пустой шаблон, а учащиеся в процессе работы оформляют его по желанию. Можно распечатать шаблон уже с цветными картинками, или черно-белыми, которые детям предстоит раскрасить. Тут уже зависит от фантазии педагога и возраста детей.
Рисунок 2. Пример вкладыша на тему «Культура Руси».


Вы можете использовать шаблоны и для повторения темы, закрепления пройденного материала, но эффективнее этот метод работает при изучении нового материала. В процессе открытия нового знания учащиеся работают с шаблонами, заполняют их необходимой информацией, оформляют таким образом тетрадь. Например, вклеивают готовую таблицу с «окошечками» и заполняют ее, могут вклеить брошюру или рабочий лист, схему или кластер и др. Самые распространенные вкладыши это: флэпбук, книжка-гармошка, многоуровневая книжка, кармашки, книжка со створками, мэчбук и др. На одном уроке можно использовать сразу несколько видов вкладышей, в зависимости от целей и задач.

Рисунок 3. Шаблон флэпбука.
Таким образом, можно сказать, что интерактивная тетрадь — это собирательный образ информационного плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, формирует навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. И самое главное, создание интерактивных тетрадей решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
2022