НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Калимуллина Н.А. Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «В гости к деду Морозу. Звук [М] и [М’]. Буква М»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Цель: создание условий для практического усвоения детьми знаний о звуках [М], [М'], и букве М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей характеризовать звуки [М], [М'] с опорой на различные виды контроля, и знакомить с буквой М;
продолжать учить характеризовать звуки [М], [М'] по акустическим и артикуляционным признакам;
обучать чтению прямых и обратных слогов.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематические процессы;
развивать общую и мелкую артикуляционную моторику;
упражнять в делении слов на слоги;
упражнять в звуковом анализе слов;
формировать умения определять позицию звука в слове.
Воспитательные:
воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи;
воспитывать организованное поведение и интерес к занятиям.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
1.       Организационно-мотивационный этап.
Прислушайтесь, приглядитесь, ребята, приближается какой-то праздник. Догадались? Верно. Это Новый год. А помните, мы отправили деду Морозу поздравление с днем рождения. Он получил наш конверт и прислал приглашение в город Великий Устюг. Там находится терем, где он живет. Закройте глаза (звучит сказочная музыка). Вот мы и оказались около ворот, ведущих в терем деда Мороза. Но что это? Они закрыты на замок. Странно, ведь Дед Мороз никогда не закрывает свой терем. Здесь всегда много гостей. Подождите, здесь лежит большая снежинка, может она нам подскажет, что случилось. Прочитаем, что здесь написано: «Пока нет Деда Мороза - я решила похозяйничать, развлечься. Скучно мне. Вот и приготовила я для вас наискучнейшие, наитруднейшие задания! Замок откроет кодовое слово. За каждое правильно выполненное задание отправляю вам букву. Помните! Звуки [М], [М'], буква М - мои самые наилюбимейшие.

Ваша наидобрейшая Метелица.

Ребята, что нужно сделать, чтобы открыть замок? Я с вами согласна. Попытаемся выполнить все задания, которые написаны на снежинках.
Упражнение на дыхание
Но прежде нам надо подготовиться к этим испытаниям. Выполнить артикуляционную зарядку и сделать упражнение на выработку правильной воздушной струи.
Снежная крепость (задувают шарики).
Основной этап.
Итак, первое-задание – вопрос: Сможете ли вы назвать гласные и согласные звуки?
-Конечно, сможем. В этом нам помогут новогодние сапожки. Они разного цвета. Вспоминаем, какими цветами обозначаются гласные и согласные. Молодцы, мы повторили гласные и согласные звуки. Мы получаем первую букву кодового слова. Букву «П»
2- е задание. Назовите 1-й звук в слове МОРОЗ, МЕТЕЛЬ. Назовите характеристику звуков. Распределите картинки на 2 группы. На картинках изображены предметы, начинающиеся на звуки [М] – мука, мак, мыло, мост, майка, мышь, мандарины, машина, молоток. [М'] – мед, медуза, мяч, мешок, мел, медведь. Дети раскладывают картинки, названия которых начинаются на твердый звук [М] - в синий мешок, мягкий звук [М'] - в зеленый мешок. Эмилия, на какой звук начинается слово мак? – Слово «мак» начинается на звук [М], поэтому я кладу его в синий мешочек и т. д. Отлично, вы правильно распределили картинки на группы. Метелица приготовила за правильно выполненное задание букву «О».
3-е задание. Следующая снежинка нас хочет спросить: Умеете ли вы определять место звука в слове? Попробуем, ребята? Метелица предлагает вам в помощь снежинку. Дети пользуются схемой – квадратика (начало, середина, конец). Дети получают букву «Д»
4-е задание «Выполните звуковой анализ слова «зима».
Дети выкладывают слово с помощью звуковых человечков.
Сколько звуков в слове «зима»? Сколько согласных звуков в слове, сколько гласных звуков в слове? Сколько слогов? ( Сколько гласных звуков в слове - столько и слогов). Назовите 1-й звук в слове, 2-й и т.д. Дайте им характеристику.
5 задание « Хочу, чтобы вы показали, как умеете составлять предложения»
Дети составляют предложения с помощью фразового конструктора.
Закрепление произношения звука в предложении.
6-е задание «Познакомьтесь с буквой М. Сколько элементов в букве М. На что похожа? Соберите пазлы» Появляется буква М на санках. Снежная Королева передала вам конверты. В конвертах - пазлы. Вам нужно собрать Букву М. Дети собирают. «А теперь назовите картинки, из которых состояла буква «М». Появляется буква «М» на санках. Снежная Королева передала вам конверты. В конвертах-пазлы. Вам нужно собрать Букву «М». Дети собирают. «А теперь назовите картинки, из которых состояла буква «М» и разделите их на слоги. За это задание Метелица вам дарит букву «О».
7-е задание. Прочитайте слоги с буквой «М».
Дети читают слоги по тренажеру чтения. «Отлично, еще одна буква у вас на табло. Это буква «К».
8-е задание «С помощью кассы букв выложите слово «Замок»».
Дети выкладывают. Сколько букв в слове «замок»? Молодцы, правильно. Ребята, Метелица очень благодарна вам за то, что вы все задания выполнили правильно. В сундучке она приготовила для вас сюрприз.
3.Оценочно-рефлексивный этап.
Итог: «Ребята, я очень благодарна вам за то, что вы все задания выполнили правильно. Ворота открылись и приглашают вас в терем Деда Мороза. А какое же слово дарит Вам Метелица за правильно выполненные задания? Правильно, слово ПОДАРОК. В сундучке Метелица приготовила для вас подарок» (Сладкий сюрприз и видеоэкскурсия в Вотчину Деда Мороза). Дети, какое задание вы выполняли с особым удовольствием? Сложно ли вам было читать? Смогли бы вы научить чему- либо Деда Мороза?
Рефлексия: А теперь, ребята выберите Снеговичков. Если вам было легко выполнять задания - выберите Снеговичка в зеленом шарфике, если какое-то из заданий вызвало затруднения- выберите Снеговичка в желтом шарфике, если вам было трудно выполнять все задания - выберите Снеговичка в красном шарфике.
2018