Актуальные вопросы начального общего образования

Шпаковская К. А. Функциональная грамотность как средство формирования навыка чтения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


В данный момент очень актуальны в образовании следующие вопросы. Что такое функциональная грамотность? Как создавать задания для формирования у учеников функциональной грамотности? Как правильно внедрять их в образовательный процесс?
О преемственности.
Одни из самых распространённых запросов от родителей и учителей среднего звена к учителю начальной школы – «Наши дети не умеют читать», «Они не понимают, что прочитали», «Ученик в пятом классе испытывает трудности при пересказе параграфа, не умеет структурировать, перерабатывать и выдавать информацию». И, хотя учитель начальных классов усердно учил ребят складывать буквы в слова, итог, увы, таков. Делаем вывод, что навык чтения и умение быстро читать не одно и то же. Попробуем с этим разобраться. Для себя я вывела, что функциональная грамотность – это прежде всего умение работать с информацией, правильно и быстро ее обрабатывать и выдавать результат. Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение. Это сложнейший когнитивный процесс. Техника чтения – основной фактор, который влияет на процесс формирования функциональной грамотности. Для каждого учащегося этот процесс индивидуален.
Незнакомые слова.
Из своей практики я вынесла, что словарный запас современного ребенка сильно отличается от словарного запаса ученика, который приходил в школу 15 лет назад. Это не плохо и не хорошо – просто это факт.
        Непривычный строй фраз.
Речь – живое явление. Оно изменяется, подстраивается под современную реальность. Даже язык книг, которые мы сегодня читаем ребёнку, уже совсем новый. Если вы возьмете книгу 80-х годов и современную книгу, то, с первой строчки почувствуете разницу.
   Дети не готовы трудиться.
У них нет мотивации для получения благ, потому что многие вещи им достаются легко и просто. Поэтому углубляться в то, что им не интересно, они не желают и не будут. Современные дети имеют «клиповое» мышление. Не углубляются в скрытые смыслы. У них недоразвито восприятие окружающего мира, чувств собственных, а также чувств рядом находящихся людей. У детей постарше, когда дело доходит до восприятия классики, часто обнаруживается проблема с пониманием оттенков взаимоотношений между людьми. Неумение свободно обращаться с большими объемами текста и с его смыслами.
Сегодня ребенок останавливается и перестает улавливать суть текста, достаточно не понять всего одно слово. Здесь мы сталкиваемся с цепочкой, которая нашла выражение в высказывании Константина Ушинского "Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело." Если есть непонимание текста, то возникает и нелюбовь к чтению. Если я не умею читать и не понимаю прочитанного, у меня, естественно, возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у меня возникают учебные затруднения, мне не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Цепочка вполне закономерная. 
        «Психологические механизмы формирования навыка чтения и понимания текста» – система психолога Генриетты Граник, которая помогает сформировать «идеального читателя». Вот ее основные принципы: Быть внимательным к слову, взаимодействовать с текстом, иметь активное воображение, уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык мысли. Когда мы говорим о том, как важно понимать текст, читать его и создавать, мы должны не забывать, что понимание находится в тесной связи с мышлением. Взглянуть на процессы понимания можно с разных сторон. То видение, которое предлагает психология, позволяет открыть для себя новые подходы к пониманию текста и работе с ним. Ученики с радостью бегут на уроки, когда понимают, для чего им это нужно, как в будущей жизни пригодится то, чем они занимаются на уроках. Для этого учителям необходимо осознавать, для какого будущего они готовят этих детей. В каких реалиях они находятся сегодня.   
И, в зависимости от этого, подбирать контекст, формы, методы и приемы. Между аналитическим, критическим мышлениями и умением формировать суждения, принимать целесообразные решения, прослеживается совершенно прямая связь. В мире достаточно много различных техник манипулирования, и если мы не научим детей критическому мышлению, адекватной оценке информации, то взгляды, которые будут формировать наши дети, могут оказаться искаженными и даже опасными. Ключевой фактор, которому мы должны учить детей на гуманитарных предметах - понимание, оценка чужого текста и создание своего, применяя оценочное суждение и критическое мышление. В одной и в другой ситуации эти тексты могут быть не только учебными, но и взятыми из разнообразных СМИ, связанных с жизнью ученика.

Библиографический список

1. Людмила рождественская, Ирина Логвина. Пособие для учителя. Формирование навыков функционального чтения. https://www.slovesnic.ru/attachments/article/303/ frrozhdest.pdf
2. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2002.
3. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.– Тлн.: Арго, 2010.
2022-11-09 13:32 2022