НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Кузнецова С.Г. Математическая игра для учащихся 10–11 классов «Что? Где? Когда?»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf

Правила игры

1.       Игра состоит из 11 раундов.
2.       В каждом раунде знатокам предлагается вопрос из сектора, выпавшего на игровом столе.
3.       После обдумывания (1минута) капитан называет имя игрока, который будет давать ответ.
4.       Если команда отвечает сразу, то одна минута остается в запасе, и команда может взять дополнительно в любом раунде.
5.       Если команда дает правильный ответ, то ей засчитывается одно очко.

Ход игры

1         Вопрос. Корреспондент газеты «Треугольник» спрашивает: «Если сегодня зачет по геометрии сдал 1 человек, и каждый день число сдавших удваивалось, а на 20 день зачет сдали все, то на который день зачет сдала половина класса? (на 19 день)
2         Вопрос. Вопрос учителя истории: «Племя людоедов поймало Робинзона Крузо. Вождь сказал: « Мы рады бы отпустить тебя, но по нашему закону ты сначала должен произнести какое-нибудь утверждение. Если оно окажется истинным, мы съедим тебя. Если оно окажется ложным, тебя съест наш лев». Помогите Робинзону! (Меня съест ваш ручной лев)
3         Вопрос. Коллектив воспитателей детского сада спрашивает: «В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике? (Кубик)
4         Вопрос. Вопрос от вашего одноклассника
У кота-3, у петуха-8,а у собаки-3. Сколько у осла?
5 Вопрос. Вопрос от учителя литературы
Уважаемые знатоки! Все вы знаете басню И.А. Крылова «Волк и ягненок». Автор утверждает: «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим». Внимание, вопрос: какое число встречается в этих строках, и как оно переводилось у народов? (Тьма. Очень много, десять тысяч, сотня сотен).
6 Вопрос. Библиотекари спрашивают: «Если 60 листов книги имеют толщину 1 см, какова толщина книги, если в ней 240 страниц»? (2 см)
7 Вопрос. Вопрос от студентов-иностранцев: «Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей?» (0)
8 Вопрос. Учитель математики спрашивает: «Сколько тебе лет исполнилось бы в 2020 году, если бы ты родился 97-м году»? (1923).
9 Вопрос. Вопрос от учителя математики: «То, что лежит в черном ящике, изобрел талантливый юноша, он же придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а уже умение решать задачи с его помощью- признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник. Что в черном ящике? (Циркуль).
10 Вопрос. Сектор «Супер-блиц»
Уважаемые знатоки! Кто сыграет со мной этот раунд? Прошу остаться.
1). Шоколадка стоит 10 р., и еще половина шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (20 р.)
2). У отца Мэри пять дочерей. Первую зовут Чача, вторую – Чече, третью – Чичи, четвертую – Чочо. Как зовут пятую? (И вовсе не Чучу.А Мэри, ведь об этом сказано в условии).
3). Кто в году 4 раза переодевается? (Земля).
11 Вопрос. Вопрос от работников правопорядка: Известно, что бандиты спрятались в квартире, в номере которой есть цифра 9. Сколько квартир придется обойти, чтобы поймать преступников, если в доме 100 квартир?» (20)
12 Вопрос. Работники столовой спрашивают: «Осталось 3 целых яблока, 4 половинки, 8 четвертинок. Сколько яблок осталось? (7)
13 Вопрос. Сектор «Черный ящик»
В черном ящике лежит вещь, которую изобрели давно и никто не знает изобретателя. В древности их называли клепсидрами. Почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь. Она на протяжении веков постоянно совершенствовалась и изменяла свой вид, уменьшалась в своих размерах и становилась более современной. В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа римский, инженер Кулибин. В начале ХХ в. поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен занялся наследственным бизнесом. В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение. Что в черном ящике? (Часы).
14 Вопрос. Пожилой человек спрашивает: « Если он проживет еще половину того, что он прожил, да еще 1 год, то ему будет 100 лет. Сколько лет ему сейчас?» (66)
15 Вопрос. Сектор «Супер-блиц»
Уважаемые знатоки! Предлагаю ответить на 3 вопроса (по 20 сек на обдумывание каждого). В случае правильного ответа на все три вопроса вам зачитывается очко.
1)       Какими словами греческий математик «отец геометрии» Евклид заканчивал каждый математический вывод? (Что и требовалось доказать)
2)       Название, какого месяца года произошло от латинского слова «десять»? ( December).
3)       Сколько времени потребуется, чтобы распилить бревно на 6 частей, если один распил занимает 2,5 минут? (12,5 минут).
16 Вопрос. Учитель биологии спрашивает: «Кузнечик проскакал некоторое расстояние за 28 мин. За сколько минут пробежит расстояние в 4 раза больше кролик, если его скорость в 7 раз больше скорости кузнечика?» (16 мин).
17 Вопрос. Учитель истории спрашивает: «В древности такого математического термина не было. Его ввел в 12 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского оно означает « спица колеса». Что обозначает этот термин?» (Радиус)
18 Вопрос. Часовщик спрашивает: «Во сколько раз быстрее движется конец минутной стрелки, чем конец часовой?» (720 раз)
19 Вопрос. Вопрос от учителя литературы: «В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?» (Сто -100)
20 Вопрос. Вопрос учителей иностранного языка: «Это слово имеет латинское происхождение, означающее лен, шнур, веревка. Назовите это слово в том значении, в котором мы употребляем его сейчас». ( Линия, прямая)
2019