Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Гетманов С.В. Роль предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в процессе здоровьесбережения учащихся

Библиографическое описание:

Гетманов С.В. Роль предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в процессе здоровьесбережения учащихся // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

Каждый человек ответственен перед природой и обществом за свое здоровье и, как говорил немецкий философ Гегель более200 лет назад, не имеет права пренебрегать им. Правда, проблем у человека в нашем обществе столько, что нам в массе своей не до здоровья. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Важнейшая социальная задача–забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся.

Изучение ОБЖ направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение знаний о здоровом образе жизни;

2. Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;

3. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Выпускники должны знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; факторы, влияющие на состояние репродуктивного здоровья. И уметь вести здоровый образ жизни. В нашей школе занятия по Основам Безопасности Жизнедеятельности ведутся по программе А.Т. Смирнова. В основу своей работы включил направление здоровьесбережения.

В неё входит подбор и систематизация материала о преподавании вопросов сохранения здоровья, здоровом образе жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучия в реальной окружающей среде и активное долголетие, пополняется банк литературы по проблеме здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности. В числе учителей-предметников преподаватель ОБЖ занимает в вопросах формирования ЗОЖ (здорового образа жизни) особое место. Именно он дает учащимся первичные знания о понятиях "здоровье" и "ЗОЖ", прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим людям, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаний.

Вообще здоровье держится на трех китах: социальное благополучие, психический уровень здоровья, физический аспект. В уставе Всемирной организации здравоохранения дано определение: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Понимая важность сохранения здоровья у учащихся в своей практике я использую следующие методы: словесный, наглядный, метод приобретения опыта, путем целенаправленных заданий (определить уровень своего здоровья), метод анализа, метод проектов и.т.д..

Использование этих методов в процессе воспитания безопасности при глубоком знании индивидуальных особенностей учащихся позволяет сохранить здоровье детей. Важно отметить, что воспитательный потенциал в процессе здоровьесбережения очень высок, если уроки ОБЖ и физкультуры и внеклассные мероприятия проводятся согласованно. В нашей школе такая система складывалась годами, развивалась, претерпевала изменения, диктуемые временем, и бережно хранила традиции.

Ведётся пропаганда спортивных успехов и достижений как отдельных учеников, так и школьных команд, популяризация спортивных школьных традиций.

Много лет в школе проводятся спортивные мероприятия: «День здоровья», «Автономное выживание», «А ну-ка парни!», «Вперед мальчишки» и др. Учащиеся школы активно принимают в районных соревнованиях «Зарница», «Зарничка», «Осенний биатлон», «Воинская доблесть», ОФП (общефизической подготовке допризывной молодёжи) и других соревнованиях по различным видам спорта.

На мой взгляд, из трех составляющих здоровья самой важной является нравственная (духовная) составляющая. Я бы сказал, личная заинтересованность человека в своем здоровье. В каждом человеке с детства надо воспитывать духовный стержень, стойкость против соблазнов и вредных привычек. В этом нам поможет совместная работа семьи, школы различных служб и организаций.

Личность воспитывается личностью. К счастью, хороший пример так же заразителен, как и дурной. И если ребенок видит перед собой примеры людей, достигших результатов (в различных областях) и ведущих здоровый образ жизни, то многие ученики если и не пойдут по их стопам, то быть похожими на них захотят быть.

Не будет у детей доверия к взрослым, если они говорят о вреде курения и алкоголя, а сами курят и т.д.

Как на уроках, так и во внеурочной работе я пропагандирую опыт различных систем оздоровления. Суть этих систем – жизнь в гармонии с природой (закаливание водой, правильное питание, занятие спортом отсутствие вредных привычек). Одним из средств в борьбе за здоровье молодежи я считаю использование видеоматериалов о здоровом образе жизни. Несмотря на все принимаемые меры, есть проблемы, которые трудно решить только на уроках ОБЖ. В первую очередь - это курение части старшеклассников употребление спиртных напитков, интернет зависимости, а также достаточно большой процент простудных заболеваний.

Исходя из этого, любое общеобразовательное учреждение должно понимать важность проблемы здоровьесбережения и с детства формировать мотивацию безопасного поведения и ведения здорового образа жизни, вырабатывать практические навыки по сбережению и укреплению собственного здоровья, по поведению в чрезвычайных ситуациях, закреплять ценность здоровья как важнейшего условия благополучной жизни человека у учащихся.

Вообще, система организации здоровьесбережения участников образовательного процесса в рамках предмета ОБЖ приносит положительные результаты. Учащиеся школы принимают активное участие в школьных, районных, городских соревнованиях и занимают призовые места. Таким образом, необходимо помнить, что наше здоровье – в наших руках. От нашей мыслительной деятельности, физической активности, от наших стремлений искать и находить пути оздоровления учащихся и себя в том числе, зависит величина той ценности, которая несравнима ни с чем, - нашего с вами здоровья, одной из основных возможностей действительно полнокровной жизни.

Здоровый образ жизни - это наше здоровое будущее. Здоровье до того перевешивает все блага, что поистине здоровый нищий счастливей больного богача.

Поэтому очень важно с детства прививать потребность к ЗОЖ: закаливанию, тренировке силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного и незакаленного, а главное – морально неустойчивого.

Библиографический список1. Амосов Н.М. Эксперимент по преодолению старости. – М.: АСТ, 2003.

2. Баль Л.В., Барканова С.В.. Формирование здорового образа жизни российских подростков - М.: Владос, 2008.

3. Вайнер Э.Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности.- Основы безопасности жизнедеятельности, 2019.

4. Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии.- Основы безопасности жизнедеятельности, 2010, №1.

5. Дрибинский П. Воспитание ценностного отношения к здоровью. -Воспитание школьников. – 2018.
2023