Цель: приобщение обучающихся к киноискусству, формирование зрительской культуры и высоких нравственных качеств подрастающего поколения, а также формирование нового пространства для неформального общения, устойчивой мотивации к самообразованию, психологического мышления, аналитических способностей в подростково-молодежной среде.
Задачи:
1. Образовательная (информационно-просветительская). Знакомясь с кинопроизведениями различных жанров, зритель расширяет художественный кругозор, совершенствует свой эстетический вкус.
2. Воспитательная. Через кинематограф зритель осваивает общечеловеческие ценности, познает мири людей, социальную жизнь во всех ее проявлениях и глубины человеческой психологии.
3. Коммуникативная. Контакт зрителя с фильмом, общение друг с другом.
Научно-педагогические и методические подходы: при работе опирались на идеи, высказанные в работах Д.В. Григорьева и П.В. Степанова
В методическом плане киноклуб – это попытка творческого использования идеи и опыта отечественного кинообразования и (школьного) киноклубного движения, имеющих богатые исторические традиции. Деятельность киноклубов заключалась в регулярных просмотрах кинофильмов и их обсуждениях, в сборе материала о творчестве актеров, режиссёров и сценаристов, в изучении теории и истории киноискусства. Сейчас, когда методисты и практики заняты поиском наиболее эффективных методов работы с подрастающим поколением, идея возрождения киноклубного движения может оказаться весьма перспективной.
Новизна воспитательной практики в том, что организация занятий предполагает полноценный кинопоказ, для которого необходимы условия, в идеале – максимально приближенные к стандартам классической демонстрации фильма в кинотеатре. Возможности современных мультимедиа позволяют это сделать. Из практического опыта известно, что соответствующие условия можно создать в школьной библиотеке, в мультимедийном классе, в кабинете информатики, в актовом зале, в помещении школьного музея. Необходимо также создавать в школе собственную коллекцию фильмов, ядром которой могут быть лучшие произведения мирового художественного кинематографа от классики до арт-хауса, известные экранизации литературных произведений, а также документальные ленты. Желательно сопроводить эту коллекцию текстовыми материалами информационного и аналитического характера по теории и истории киноискусства, включая обзоры творчества кинорежиссеров и кинокритику.
Суть практики
В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» сказано, что, несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в настоящее время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора верных жизненных ориентиров.
Социальный заказ образованию диктует школе необходимость работы над формированием таких ориентиров, как духовно-нравственные ценности учащихся. В соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» ученик должен обладать не только знаниями и умениями по конкретным дисциплинам, но и ценностным социально-ориентированным мировоззрением.
В воспитании и образовании обучающихся особую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир», но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Поэтому важным является научить школьников критически воспринимать информацию. Известно, что роль кинематографа трудно переоценить. Однако современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем. Актуальность данной методики обосновывается общим состоянием художественно-эстетического образования и воспитания в школе. Данный метод работы может быть эффективной методикой воспитательной работы с учащимися, может развивать культуру учащихся.
Актуальность самой идеи организации киноклуба может быть продиктована несколькими причинами:
- общим состоянием художественно-эстетического образования и воспитания в школе, где искусство кино практически вообще не представлено;
- проблемами дефицита и поиска эффективных методик воспитательной работы с учащимися;
- качественными характеристиками зрительской культуры учащихся, ориентированной на усредненную коммерческую кинопродукцию и характеризующуюся, в целом, некритичным к ней отношением.
Быстрое развитие ИКТ и средств мультимедиа создают благоприятную среду для практического воплощения этой идеи.
Особенность практики заключается:
- Формат для проведения кинолектория может быть выбран любой в зависимости от возможностей образовательной организации;
- Привлечение «внешних экспертов» – представителей того социума, который связан с обсуждаемыми проблемами, родителей.
Механизм запуска:
1. Разработка проекта. В проекте должны быть указаны цели и задачи, которые вы планируете достичь в процессе работы. Обязательным условием является наличие списка кинофильмов, планируемых к просмотру и обсуждению.
2. Утверждение и внесение проекта в общешкольный план по воспитательной работе.
3. Организационные вопросы: аудитория и ее оформление, качество самого кинофильма, видео- и звуковой аппаратуры, а также эмоциональная обстановка последующего обсуждения. Экран по возможности должен быть максимально большим, копия фильма - лицензионной, посадочные места - удобными для просмотра с любого ракурса.
Механизм реализации:
1 этап: подготовительный (2023-2024 уч.г.). Разработка модели школьного киноклуба. Создание медиатеки. Анкетирование. Апробация практики для 1-4 кл.
2 этап: основной (2024-2025 уч.г.). Организация взаимодействия с учителями-предметниками, классными руководителями, родителями. Апробация различных форм для 1-9 кл.
l Кадровые – социальный педагог, педагог-психолог, работники культуры, библиотекарь.
Воспитательный эффект образовательной практики: место кино в образовательном процессе не может быть заменено ничем – ни дидактикой, ни лекциями, ни познавательными играми. Использование кинематографа в качестве интенсивного творческого метода обучения, привлечение игрового, хроникально-документального и научно-популярного кино в качестве дополнительного материала, формирует уважительное отношение и интерес к фильмам, как к духовной ценности.