НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Борисова Н. А., Ястребкова Н. В., Бедарева О. В., Михай М. П. Конспект непосредственно образовательной дея- тельности по познавательно-речевому направлению образовательной области «Познание. ФЭМП» в п

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


Цель: формирование навыков исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»: формировать целостность картины мира, расширять кругозор, обогащать представления детей о времени и о многообразии часов. (Игра «Часики-часы»).
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, закрепить знание цифр. Уточнить знание известных геометрических фигур, закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей. Учить читать инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями в единый образ; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам из геометрических фигур. (Игра «Найди фигуру», «Цветик-семицветик», «Назови соседей числа»).
Образовательная область «Речевое развитие»: Совершенствовать умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Развивающие задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: развивать построение высказывания, помогать детям, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Образовательная область «Познавательное развитие»: развивать познавательный интерес, сенсомоторику, память, мышление, воображение, зрительное внимание, координацию движений. ( «Пройди по лабиринту», «Подбери по контуру»).
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к математике, учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: часы с циферблатом, блоков Дьенеша, игра « Цветик - семицветик», набор карточек с цифрами, аудио запись музыкального сопровождения.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Какие вы все красивые, мне очень хочется с вами познакомиться. Меня зовут секундная стрелочка, а вас? Вы знаете, я пришла к вам из королевства времени. В нашем королевстве случилась беда, злой колдун остановил все часы в нашем королевстве и все жители заснули. Теперь наш король горюет, кто же сможет ему помочь запустить время в королевстве. Я скажу вам по секрету, что у нас в королевстве есть волшебные часы, с их помощью можно расколдовать королевство времени, но для этого нужны смелые, дружные, любознательные ребята. Не могли бы вы, помочь нашему королевству?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда, я расскажу вам секрет этих часов. У всех часов есть секундная стрелочка - это я, минутная стрелочка-это моя сестра и часовая стрелка-это наша старшая сестра. Все мы движемся по циферблату. Вы ребята знаете, что такое циферблат? Это круг у часов, на котором есть разметка обозначенная цифрами. От слова цифра и произошло название - циферблат. Так вот ребята, если все стрелочки сделают полный круг по циферблату, то пройдёт определённое время - минута, час. А на наших волшебных часах циферблат не обычный, у него вместо цифр разноцветные круги с заданиями. Если выполнить эти задания, то часы откроют нам секрет заклинания, который поможет запустить время в королевстве. Вы согласны помочь нам? (Да). Тогда отправляемся в путь, у каждого из вас будет чудесный мешочек, он вам пригодится в пути. Необходимо только сказать волшебные слова. «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!" - Стрелка попала на круг, какого цвета? (ответ детей)
Воспитатель: Вот наше первое задание. Ребята, жизнь в королевстве идет строго по часам, а вот по каким нам и предстоит узнать через игру «Часики-часы». Я начинаю фразу, вы заканчиваете её, называя родственные слова (однокоренные).
-Если часы на руке – это наручные часы,
-Если часы носят в кармане – это карманные часы,
-Если часы будят - ….,
-Если часы на столе - ….,
-Если часы на стене - ….,
-Если часы на полу - ….,
-Если часы умеют куковать – это часы с кукушкой.
-Молодцы ребята! Вы, верно, ответили на вопросы, и волшебные часы дают вам по геометрической фигуре. Что это за фигура? А это что за часы (показываются часы песочные)? Кто и где пользуется песочными часами?
Дети: в больнице врачи при лечении больных, учителя в школе на уроке, в соревнованиях, в игре, когда за короткое время нужно выполнить задание.
Воспитатель: А знаете, ребята, что король тоже пользуется песочными часами, особенно во время игр. А какая его любимая игра, знаете?
Дети: нет.
Воспитатель: Волшебные часы смогут рассказать нам про это, давайте вместе скажем волшебные слова: «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!" Ребята, король любит игру «Пройди по лабиринту». Я предлагаю вам, используя эти песочные часы, за 1 минуту найти верный путь. У каждого из вас будет свой лабиринт, будьте внимательны! (дети рассаживаются за столы, им раздаются маркеры и салфетки)
-Молодцы! И с этим заданием вы справились хорошо. Вы всё верно сделали, часы нам опять дают фигуру. Что это за фигура? Какого цвета? Мы возьмём её с собой, видимо это часть того, что сможет нам помочь. Идём дальше.
Воспитатель: «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
Дети показывают геометрические фигуры, каждый описывает её.
- Ребята, вы знаете нам нужно спешить, ведь король так ждёт вашей помощи. Давайте повторим все вместе наши волшебные слова: «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
Игра – упражнение «Найди фигуру» с использованием блоков Дьенеша.
Воспитатель оговаривает с детьми условные обозначения геометрических фигур на карточках;
Цветовые пятна – цвет блока,
Домики разной величины – размер фигуры (большая, маленькая)
Человечки – толщина фигуры (толстая, тонкая)
Затем воспитатель показывает карточки с условными обозначениями признаков фигур и с отрицанием одного из признаков.
-Красный, большой, толстый треугольник.
-Маленький, жёлтый, тонкий круг.
-Не круг, большая, толстая фигура.
Детям раздаются карточки с изображением символов. Они мысленно соединяют признаки и находят нужную фигуру, затем совместно анализируется правильность выбора фигуры.
-Ребята, какие же вы молодцы! Вы справились с таким трудным заданием и получаете сразу по две фигуры. А сейчас, я предлагаю вам весёлую разминку! (музыкальная видео-разминка) Дети, вам понравилась эта зарядка? Вы готовы идти дальше? (Да), тогда скажем волшебные слова: «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!" В этом круге, следующее задание, где с нами будет играть мяч, а игра называется «Назови соседей числа». Ой, ребята, а в этом задании нужно уметь считать и знать цифры. А вы, знаете? (Да) давайте посчитаем вместе до 10.
А теперь, пожалуйста, послушайте задание. Вы все живёте в квартирах и у вас есть соседи, так вот и у чисел тоже есть соседи, это предыдущее число и последующее. Я вам немножко подскажу. Если взять число 10, перед ним стоит какое число? Правильно, 9 – это предыдущее число. А после 10, находится число 11 – это последующее число. К кому попадёт мяч, тот и назовёт соседей названного числа. - Молодцы! Справились на отлично, и ваш мешочек пополнился ещё одной фигурой.
-Ребята, у нас остался последний круг, постараемся справиться и с этим заданием! «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!" Это игра «Цветик - семицветик». На каждом лепестке есть цифра, лепестки будут разложены по кругу не по порядку. Под музыку вы будете ходить вокруг лепестков, как только музыка затихнет, вы быстренько берёте лепесток, смотрите какая цифра и стараетесь построиться по порядку. Если у нас получится правильный числовой ряд, то вы справились с заданием, и получаете следующую фигуру. Молодцы! Отлично справились! Часы отдают вам ещё по фигуре.
- Ребята, вы видите, что кругов больше нет. А волшебные часы говорят мне, что те фигуры, что у вас в мешочках и смогут запустить время в королевстве, только нужно их выложить в единый предмет. Посмотрите, часы отдают нам то, что может расколдовать королевство. Что это? (ключи) Вам осталось только собрать их и отнести королю.
Дети заполняют контур ключа из объёмных наклеек в виде геометрических форм.
Воспитатель: Ребята, какие же вы молодцы, теперь наше королевство снова оживёт.
Звучит музыка, входит король.
Король: Здравствуйте ребята! Давно в моём королевстве я не слышал весёлых, детских голосов, как будто я не король времени, а король сонного царства. А ты стрелочка, почему не спишь? Как здесь оказались эти дети?
-Ваше величество, мы с ребятами прошли долгий путь испытаний, чтобы снять заклятье злого колдуна с нашего королевства. Благодаря этим дружным, умным и весёлым детям, мы нашли то, что сможет Вам помочь.
-Ребята, покажите его Величеству, что вы ему принесли.
Дети подходят и отдают ключи.
Король: Дорогие мои спасители, я вам очень благодарен и хочу с вами познакомиться лично, чтобы отблагодарить вас.
Король пожимает руки детям, и спрашивает, как их зовут. (Дима – очень приятно, Король; Маша – очень приятно, Король)
-Вы ребята, извините, но мне нужно идти, ведь чтобы завести все часы в королевстве уйдёт немало времени, а медлить нельзя. До свидания дети, я всем жителям королевства расскажу о вас и вашем детском саде. Растите любознательными, внимательными и счастливыми! А в знак благодарности, я хочу подарить вам часы на память о нашем королевстве.
Воспитатель: Путешествие наше завершилось и нам тоже пора возвращаться в детский сад. Ребята вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось вам больше всего? Какие задания были наиболее интересны?
Мне очень приятно было с вами общаться, и я желаю вам всего самого хорошего!

Библиографический список

1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. / А.В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
2. Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.
3. Маврина Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.
4. Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя / М.Ю. Стожарова. - Ростов/ Д: Феникс, 2008. - 203 с.
2021