Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Скородумова Л.В. Поддержка детской инициативы на музыкальных занятиях» через здоровьесберегающие технологии

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

Аннотация.

Музыкальное воспитание дошкольника в ДОУ проходит в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности.
В современное время остаётся актуальностью проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранить и укрепить здоровье детей - социальная проблема. Надо найти новые современные условия и новые подходы решения проблемы укрепления здоровья воспитанников. Музыкальное воспитание воспитанника в детском саду осуществляется под руководством музыкального руководителя. Дети совершают музыкальное действие через музыкальную игру, творческую импровизацию на музыкальных инструментах, в пении, театрально-исполнительской деятельности. Музыкально-оздоровительные мероприятия, где музыка является средством физического развития детей, остаются на первом месте. Педагог целенаправленно помогает дошкольникам в формирование здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях. Организует психологически комфортную среду (обогащение эмоциональной сферы положительными эмоциями). Выполнение всего в системе поможет дошкольнику сохранить эмоциональное и физическое здоровье.
Введение.
Воспитать здоровое подрастающее поколение – главная задача педагога. Здоровье – это ценностные ориентиры полноценного психического, физического и социального развития ребенка. А музыка и здоровье вместе составляют модель творческих эмоций, направленных на раскрытие творческого потенциала и детской инициативы на музыкальных занятиях.
Применение инновационных музыкальных технологий в комплексных программах воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении даёт повысить уровень физического, психического развития дошкольника.
В ДОУ проводятся мероприятия, связанные с охраной здоровья ребенка, повышающие двигательную подготовленность ребёнка. Ребёнок дошкольного возраста более чувствителен к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Коллектив детского сада – педагоги, медицинский работник, совместно разрабатывают и организуют мероприятия по оздоровлению детей, дающие положительный эффект.
Музыкальное развитие важно для дошкольника, где музыка является одним из средств физического развития детей. Музыкальный руководитель на музыкальном занятие помогает проявлять детям инициативу во всех видах музыкальной деятельности: слушание (понимание музыки, наслаждаться ею) пение (правильно брать дыхание, артикуляция, мимика), ритмические движения (активно двигаться под музыку, ориентироваться в пространстве), исполнительство на музыкальных инструментах (ритм). Музыкальное воздействие на психическое и на общее физическое состояние ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Цель музыкально-оздоровительного воспитания: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
В результате работы создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями, разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.
В самостоятельной музыкальной деятельности педагог позволяет дошкольнику проявлять инициативу. Перед ребёнком ставиться музыкальная проблема, включается музыка, послушав которую воспитанник должен сам принять своё решение (станцевать, играть на музыкальных инструментах, петь). Дошкольник использует для решения проблемы свой музыкальный опыт, как для танцевальных и певческих импровизаций, так и для ритмических импровизаций. Планируя раздел «Поддержка детской инициативы», музыкальный руководитель продумывает пособия, игры и др. музыкальные материалы, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу. Полученный музыкальный опыт на музыкальных занятиях, позволяет детям применять знания в праздниках, развлечениях, досугах и заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.
Новизна: использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме в системе взаимодействия, сотрудничества педагогов и специалистов ДОУ.
Доступность: система музыкально-оздоровительной работы направлена на образовательный процесс в условиях интегративного подхода, способствующего единству эмоциональных переживаний, развитию детской творческой активности через здоровьесберегаюшие технологии в музыкальной деятельности воспитанников.
Результативность: повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. По результатам мониторинга воспитанников отмечается их высокая мотивация готовности к музыкально-оздоровительной деятельности.
Работа ведётся на программах и методических пособиях:
·           «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной, «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной, Т.Сауко, «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова, «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии», авторы О.В. Кацер, С.А.Короткова.
Рассмотрим инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ. Музыкально-оздоровительная работа осуществляется педагогом на развитие музыкальных и творческих способностей детей, на сохранение и укрепление их психофизического здоровья. Музыкальный руководитель организует и осуществляет свою здоровьесберегающую работу так, чтобы музыка воздействовала на психическое и физическое развитие дошкольника. Педагог учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать. Дети способны самостоятельно осуществлять музыкальную импровизацию, активно действовать с музыкой. Только в гармонии с собой и миром, будет здоров воспитанник.
Цель - укреплять психическое и физическое здоровье, развивать музыкальные и творческие способности, формировать привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
·          Развитие музыкальных и творческих способностей детей через виды музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
·          Сохранение и укрепление физических и психических здоровье.
·          Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
·          Формирование положительных отношений ребёнка к окружающему миру.
Принципы работы:
– научности;
– доступности;
- занимательности.
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.
Песенки - распевки. Подготовка голосовых связок к пению, упражнение в чистом интонировании.
Дыхательная гимнастика (профилактика респираторных заболеваний) – упражнения на дыхания, тренировка дыхательных мышц (дыхательная гимнастика).
Пение: развивает речь, укрепляет легкие и весь голосовой аппарат. Формировать певческие навыки (без крика, спокойно, не напрягая голосовые связки музыкальная память, внимание).
Артикуляционная гимнастика - тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма.
Игровой массаж. Массажу в игре, умение взаимодействовать друг с другом (тактильный контакт).
Пальчиковые игры. Развивать мелкую моторику рук, подготавливать руку к письму.
Речевые игры. Снятие напряжения, повышение способности к непроизвольному вниманию, наблюдательности.
Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог добавляет музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение (пантомимические и театральные возможности).
Музыкотерапия. Слушание - эмоциональное восприятие музыки (снижение напряжения и раздражительности, восстановление дыхания).
Физкультминутки – направлена укрепление организма (смена деятельности и повышение работоспособности).

Заключение.

Музыкальные занятия с применением здоровьесберегающих технологий эффективны, если учитываются индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка, его интересы. Надо добиваться, чтобы применяемые технологии имели оздоровительную направленность. Педагог в комплексе использует здоровьесберегающую, формируя у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе музыкального руководителя инновационных форм и технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, поддерживает детскую инициативу на музыкальных занятиях, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, при созданных условиях и специализации ДОУ.
Список используемой литературы.
1. «Коррекционная ритмика», авторы: М.А.Касицина, И.Г. Бородина;
2. «Адаптация ребенка в детском саду», автор И.С.Ильина;
3. Программа эмоционально – личностного развития «В мире друзей», автор Е.В.Котова;
4. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская;
5. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» авторы: М.А.Михайлова, Н.И.Воронина.
2019