Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Егорова Е.П. Роль педагога в поддержании и укреплении здоровья воспитанников, приобщение их к основам здорового образа жизни

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Ранний возраст – важный период жизни человека для формирования способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие способности, общая жизненная активность. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком
Кроме создания условий для формирования вышеуказанных качеств педагог детского сада совместно с родителями должен приобщать детей к здоровому образу жизни, поддерживать и укреплять свое здоровье – формировать разумное отношение к своему организму, умению и желанию вести здоровый образ жизни с раннего детства, овладение санитарно-гигиеническими навыками. Дошкольный период для этого является наиболее благоприятным. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям, забота о собственном здоровье — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель построит свою работу.
Ранний возраст. Он имеет свои специфические особенности, которые существенно осложняют работу воспитателя, и предъявляет массу требований к нему. Остановимся на них подробнее.
1.        Искренность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, равнодушие.
2.        Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте он имеет решающее значение. Не только потому, что все дети разные, но и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают приказы или предложения, обращенные к целой группе. Им нужен взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя.
3.        Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Всяческие инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. И не потому, что дети еще плохо понимают их, а потому, что до 3-4 лет малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова. Действия воспитателя должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными»
Знание этих особенностей позволит педагогу планировать и осуществлять свою деятельность эффективно и продуктивно.
Есть одна легенда: давным-давно на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Поэтому, должно стать нормой жизни и поведения каждого человека сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности.
Главным для педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.
Здоровье наше не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться на положительные результаты.
Что же мы можем предложить детям в детском саду, используя наши возможности, создав определённые условия:
Ежедневно в своей работе с детьми нужно использовать такую форму, как пальчиковые игры, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Это пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках, в непосредственно образовательной деятельности, в играх использовать упражнения; с предметами: с прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками.
Для укрепления зрения нужно проводить зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают.
Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой необходимо пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.
Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
* Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
* Синий, голубой, зелёный – действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
* Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.). Так называемые называем «минутки шалости».
Чаще использовать противоположные упражнения - «минутки покоя»: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы, помечтаем под прекрасную музыку.
В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мелодии используют в непосредственно образовательной деятельности, во время принятия пищи, перед сном.
Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» - процесс дыхания ароматов (при отсутствии аллергии). Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Родители могут сшить «волшебные мешочки». Эти мешочки висят в изголовье на кровати ребёнка. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав:
* запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус;
* запах берёзы – улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
* запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.
Вместе с родителями можно создать в группе «Уголок здоровья», где будут находиться: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (ароматерапия, кора), Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.
* Цветные камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.
* Губки, бумага – для снятия стресса.
* Шарики, массажёры – для снятия мелкой моторики и т.д.
В уголке здоровья подобрать книги, иллюстрации. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью. Оформить дидактические игры: «Чистим зубы правильно», «Бережём уши», и т.д. все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки.
Известно, что гигиенические средства также содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма: личная гигиена; проветривание; влажная уборка; режим питания; сон; правильное мытьё рук.
Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому можно в группе создать «Фитомодели» из комнатных растений, которые являются не только украшением интерьера, но и станут помощниками в оздоровлении детей. Все растения подбираются с учётом благоприятного влияния на самочувствие и здоровье детей.
Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

Литература:

1. Алямовская В.Г.. Как воспитать здорового ребёнка. /LINKA PRESS, 1993.
2. Викулов А.Д., И.М. Бутин. Развитие физических способностей детей. Ярославль. «ГРИНГО», 1996г.
3. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации /сост. М.А. Аралова. – М.:Сфера, 2008, стр. 4-16
4. Корзенко В.Н. Ребёнок должен быть здоровым. – Мн.: Полымя, 1988.
5. Медработник ДОУ /научно-практический журнал № 8, 2010 с.16-30
6. Никишина И.В. За здоровьем в детский сад. Волгоград: ОАО АЛЬЯНС Югполиграфиздат, 2009
2017