Проблема трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования достаточно остро стоит в условиях современных тенденций развития рыночной экономики. Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату (которая сегодня, к сожалению, зачастую ниже уровня обеспечения нужд и потребностей молодых специалистов) и видеть перспективу карьерного роста.
В данной публикации я постарался выделить, с какими основными проблемами сталкивается выпускник, устраиваясь на работу:
1. Дефицит рабочих мест по полученной специальности (профессии) (например, на данный момент выпускников экономических специальностей выпускается гораздо больше, чем их востребовано на рынке труда);
2. Низкий уровень заработной платы (как правило, из-за отсутствия стажа и квалификации);
3. Завышенные требования со стороны работодателей (наличие стажа, дополнительных умений, высокой квалификации специалиста (например, хорошее владение иностранным языком или умение работать со сложным программным обеспечением ПК и т.д.);
4. Несоответствие компетентности выпускников требованиям работодателя (недостаточно высокий уровень знаний и умений);
5. Низкий общественный статус некоторых специальностей (профессий).
Ряд выпускников, на мой взгляд, также «виноваты» в том, что не могут найти работу.
Причины этого следующие:
1. Нежелание работать по полученной специальности (например, учеба ради получения документа государственного образца - диплома) порядка 5-7% выпускников открыто заявляют, о том, что не пойдут работать по полученной специальности, и им было нужно только образование;
2. Завышенный уровень притязаний (требуется сразу высокая заработная плата, карьерный рост и т.д.);
3. Низкий уровень активности при трудоустройстве (одним из «простых» решений является постановка на учет в Центры занятости) как правило, 1-2 выпускника, буквально через 1-2 месяца, а то и раньше становятся на учет в Центры занятости. При последующем собеседовании выясняется, что они практически не проявляли активности, пытаясь найти работу;
4. Нежелание повышать квалификацию (как правило, студенты считают, что их квалификация достаточно высока, забывая о том, что дополнительно знание основ набора текста или курсы секретаря - референта значительно увеличивают их шанс трудоустройства);
5. Низкий уровень профессиональных знаний и умений.
Стоит отметить, что о данных проблемах говорилось и 5 и 10 лет назад, но, несмотря на активную работу учебных заведений по трудоустройству выпускников, эти проблемы актуальны до сих пор.
В нашем техникуме функционирует Служба содействия трудоустройству выпускников. Были определены основные направления работы, определены основные задачи службы, такие как:
1. Разработка и реализация системы содействия трудоустройству выпускников техникума;
2. Мониторинг и сбор актуальной информации о состоянии рынка труда (постоянная работа с местным Центром занятости, работа с объявлениями в газетах, социальных сетях, общение с выпускниками, нынешними директорами предприятий);
3. Проведение систематических исследований о потребности в кадрах предприятий и организаций на перспективу;
4. Заключение договоров между техникумом и предприятиями по организации стажировок и производственных практик для студентов;
5. Привлечение работодателей к разработке образовательных программ и проведения производственной практики учебных заведений, с возможным последующим трудоустройством выпускников;
6. Участие в мероприятиях, направленных на трудоустройство выпускников (ярмарки вакансий для студентов и выпускников и т.д.);
7. Разработка и реализация программ (проектов), направленных на адаптацию выпускников на рынке труда;
8. Проведение просветительской работы с выпускниками с целью позитивного изменения трудовых установок, формирования мотиваций в процессе поиска работы;
9. Развитие социальных компетенций и навыков в процессе поиска работы.
Условия, способствующие трудоустройству выпускников, созданные на базе ГПОУ ТО «Болоховский машиностроительный техникум»:
1. Информирование студентов, начиная с первого года обучения о состоянии отрасли, в которой предстоит работать в будущем выпускнику, как в целом по Российской Федерации, так и конкретно по региону, обозначение проблем и перспектив развития отрасли, уровня средней заработной платы и т.д. Выпускник должен знать, с какими трудностями он столкнется при устройстве на работу. (Например, в нашем техникуме уже на первом курсе студентам, обучающимся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», преподаватели специальных дисциплин рассказывают о высокой конкуренции в данной среде, необходимости дополнительной подготовки, развитии навыков работы на компьютере, в том числе работа со специальными программами);
2. Постоянное обновление оборудования и применение новых технологий. Не секрет, что развитие практически любой отрасли идет непрерывно и быстрыми темпами. Еще 10 лет назад, ноутбук был предметом роскоши, а сегодня у каждого третьего студента в руках на перемене планшет или смартфон. За последние 10-15 лет, производственные базы предприятий обновились на 60-80 процентов. Большое количество электронного оборудования, зачастую иностранного производства «заставляют» руководителя образовательной организации тратить большие финансовые средства на закупку нового оборудования, чтобы выпустить квалифицированного специалиста, который без дополнительного переобучения сможет работать на современном оборудовании;
3. Дополнительное обучение по смежным (дополнительным) профессиям. Чем большим количеством профессиональных знаний и умений обладает выпускник, тем легче ему найти работу;
4. Включение в образовательные программы учебных дисциплин, обучающих применению технологий трудоустройства, умение анализировать современный рынок труда;
5. «Качественное прохождение» производственных практик и стажировок во время обучения. Необходимо отметить, что данное условие обеспечивается только комплексным взаимодействием представителей учебно - производственной работы и работодателями. Руководители многих предприятий начинают отбор претендентов для работы с 3 курса, привлекая их вначале для прохождения производственной практики, а затем и для постоянной работы. В то же время, администрации образовательной организации необходимо отслеживать качество прохождения производственной практики. Со слов одного из наших социальных партнеров: «Я готов принимать на работу ваших выпускников, готов оплачивать им получение высшего образования с перспективой карьерного роста, но сначала я должен оценить, как они работают и хотят ли работать вообще?»;
6. Участие представителей работодателей в разработке профессиональных образовательных программ, программ практик и программ Государственной итоговой аттестации, как того требуют Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Именно работодатели знают и понимают, какими знаниями и умениями должен обладать выпускник, на какие учебные предметы необходимо обратить больше внимания, с какими основными проблемами сталкиваются студенты, пришедшие на практику и выпускники, пришедшие устраиваться на работу. Наш техникум активно сотрудничает в этом направлении с представителями многих автотранспортных предприятий области.
7. Работа с сетью информационных ресурсов, предоставляющих актуальную информацию о рынке труда и подготовке кадров. Необходимо создавать базу вакансий, работать на «перспективу», т.е. готовить тех специалистов, которые будут востребованы через 3-4 года. К сожалению, данное направление работы осложняется тем, что работодателю нужны специалисты «уже сейчас», а «не завтра» и как правило нужны 2-3 специалиста, а не группа выпускников в 15-25 человек.
В заключении, следует отметить, что в данной публикации были затронуты только некоторые аспекты трудоустройства. Вторичные факторы, такие как предоставление субсидий и жилья молодым специалистам, перспективы развития «малых городов» в сравнении с мегаполисами и т.д. заслуживают отдельного рассмотрения.
Библиографический список
1. Региональный центр содействия трудоустройству выпускников ПОУ ТО: [сайт]. URL: http://www.sovdirekt-spo-tula.ru2. Государственное учреждение Тульской области «Центр занятости населения Тульской области»: [сайт]. URL: https://tulatczn.tularegion.ru