НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Андреева М. В., Алексеева А. Н., Закунова Т. М., Козуб Л. Г. Использование приемов робототехники в работе с дошкольниками

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Один из самых популярных вопросов, задаваемых ребенку с детства, — «Кем ты хочешь стать?» Если в шестидесятые годы двадцатого века каждый ребенок знал ответ (космонавтом!), то в наши дни этот вопрос ставит в тупик и детей, и их родителей. Однако мнения видных деятелей науки сходятся к одному прогнозу — наступает «эра роботов», и специалисты в области робототехники станут одними из самых востребованных на рынке труда. Появляется новая образовательная технология – образовательная робототехника.
Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология. Она представляет собой передовые направления науки и техники, является новым междисциплинарным направлением обучения и воспитания детей, их всестороннего развития.
В МБДОУ «Детский сад № 176» города Чебоксары уже третий год (с октября 2018 года) реализуется программа дополнительного образования «Рободетки». Она направлена на развитие технического творчества детей и формирование научно – технической профориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.
Занятия по программе дополнительного образования проводятся в отдельном кабинете (Фото. 1), соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.



Фото 1. Кабинет робототехники Создана предметно-развивающая среда:
• Интерактивная доска;
• Технические средства обучения (ТСО) - моноблок-компьютер – 5 шт.;
• Наборы конструктора LEGO WeDo 2.0 – 11 шт.
• Наборы конструктора LEGO Простые механизмы – 5 шт.
• Наборы магнитного конструктора Polidron – 5 шт.
• Наборы конструктора Polidron проектирование – 3 шт.
• Пластмассовый конструктор Изобретатель – 1 шт.
• Робот-пчела BeeBot – 6 шт. и обучающие коврики для них.
Кружок робототехники посещают дети старших и подготовительных групп. Занятия проводятся подгруппами по 10 человек (За одним моноблоком и с одним набором Lego Education WeDo 2.0 работают 2 ребенка). (Фото 2)
В работе используется разнообразные конструкторы и программируемые роботы: Lego Education WeDo 2.0, Lego «Простые механизмы», Полидрон «Проектирование» и магнитный, логоробот «Bee-Bot» и др.


Фото 2. Дети на занятии Остановимся подробнее на работе с использованием обучающего конструктора Lego Education WeDo 2.0. Работа по созданию модели из лего-конструктора в кружке ведется в четыре этапа:
1 этап.
Исследование. Виртуальная научная лаборатория WeDo 2.0 Макса и Маши — отличная возможность для учащихся приобщиться к вопросам или проблемам из реальной жизни. Макс и Маша готовы предложить отличные проекты и с радостью приглашают ребят в научную лабораторию LEGO® Education WeDo 2.0!



2 этап. Создание модели – этап непосредственно конструирования. Модель создается с использованием пошаговой инструкции. (Фото 3) Фото 3. Создание модели



3 Этап. Программирование. Создается программа по образцу, предложенному программным обеспечение WeDo 2.0. Блоки программы соединяются между собой по принципу «вагончиков» в составе поезда – друг за другом и ребенку интуитивно понятно, что и куда нужно подсоединить. (Фото 4) Фото 4. Программирование робота
4 этап. Обыгрывание созданной модели. Вносятся изменения в конструкцию модели или ее программу, и изучается, какое влияние на поведение модели оказывают эти изменения. Дети придумывают сюжеты игры, разыгрывают сюжетно-ролевые ситуации, задействуют в них свои модели. (Фото 5)
Продолжительность работы над каждым проектом с пошаговыми инструкциями и открытым решением составляет около полутора часов. Поэтому каждый проект создается в течение двух занятий по 45 минут. Первое занятие – исследование, конструирование и программирование по образцу, предложенному программным обеспечением.
Второе занятие по проекту – конструирование небольшого фрагмента модели (например, тележки у робота-тягача, подвижной платформы в симуляторе землетрясения, дверцы шлюза, животного-опылителя и т.д.), программирование на усмотрение детей, внесение изменений в созданную модель (например, конструирование нового животного-опылителя, корабля по замыслу, изменение конфигурации и размеров колес в гоночном


автомобиле и т.д.) Фото 5. Обыгрывание модели
Также хотелось бы остановится на использовании в работе с дошкольниками программируемого мини-робота Bee-Вot «Умная пчёлка». Эта умная игрушка настоящая находка, она прекрасно подходит для детей старшего дошкольного возраста. Она очень проста в управлении и имеет дружелюбный дизайн. С помощью данного устройства дети могут задавать мини-роботу план действий и разрабатывать для него различные задания-приключения и с легкостью изучать программирование. Дизайн игрушки яркий и красочный (напоминает пчелу со сложенными крыльями с желтым телом с черными полосками.) На брюшке и спинке «умной пчёлки» расположены элементы управления роботом. Прочная и маленькая конструкция делает игрушку удобной для детской руки. Интерактивная игрушка издает звуковые и световые сигналы и, тем самым, привлекает внимание детей и делает игру яркой и познавательной. (Фото 6)
Существует дополнительное оборудование к роботу – это тематические игровые коврики-поля (цвета и геометрические формы, ферма, космос, город, сказочное королевство, буквы и т.д.). Каждый тематический коврик

предназначен для контроля прохождения мини-роботом «Умная пчела» заданных точек на карте. Фото 6. Использование мини-робота «Умная пчела»


Использование одного тематического коврика на подгрупповых занятиях не очень удобно в работе с 6 умными пчелками. Мини-роботы при программировании могут сталкиваться друг с другом. Для удобства мы решили создать для каждой интерактивной игрушки отдельные базовые поля размером 45х45 см. (Фото 7) Фото 7. Базовые поля для мини-робота «Умная пчела»
На базовом коврике можно размещать карточки на любую тему. Чтобы робот беспрепятственно мог передвигаться, поверх ковриков устанавливаем пластиковое покрытие размером 50х50 см. Это позволило разнообразить занятия, дети могут работать в паре и индивидуально с программированной игрушкой.
Создавая программы для мини-пчёлки и выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве. Можно с уверенностью говорить о том, что игры с лого (мини)-роботом «Умная пчела» развивают пространственную ориентацию дошкольника.

Литература

1.                 «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
2.                 Программа курса «Образовательная робототехника». Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с.
3.                 Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.
4.                 Пособие для учителя LegoEducationWeDo 2.0 - LEGO Group, перевод ИНТ, - 224 с., илл.
5.                 Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С.-П., «НАУКА», 2011.
6.                 Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 230-232.
7.                 
2021