Актуальные вопросы преподавания предметов развивающего цикла

Дронова Н.Ю. Средства и приемы развития певческих навыков на уроках музыки

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Пение – это самый доступный вид музыкальной деятельности. Петь могут и любят практически все, поскольку голос есть у каждого Уроки музыки – прекрасный инструмент для формирования певческих навыков. Кроме того, пение является одним из самых демократичных способов музицирования, в процессе которого происходит активное певческое развитие обучаемого.
Однако хочется отметить снижение качества интонирования в пении среди современных обучающихся. При работе над чистотой интонирования формируются различные умения: воспитанники овладевают новыми понятиями (ритм, лад и др.), вступают в сотрудничество со сверстниками, оценивают себя и одноклассников, учатся устанавливать контроль между слухом и голосом.
Неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у обучаемых. Попав в категорию тех, кому якобы «медведь на ухо наступил», обучаемый либо перестает петь вообще, либо начинает петь громче других, даже переходит на крик. Поэтому обучение правильному интонированию в пении одна из самых важных задач, решаемых преподавателем музыки. Работа над чистым интонированием не простая, а требующая от обучаемого и преподавателя большого терпения, усердия и концентрации внимания.
Для работы над этой задачей рекомендуется использовать одновременно несколько каналов восприятия: слуховой, зрительный, тактильный. Начинается такая работа с распевок. Музыкальный материал подбирается простой, короткого диапазона от 1 до 3 нот.
Работа делится на следующие этапы:
1. Прослушивание распевки. Определение на слух структуры мелодического рисунка: на одной ноте, куда мелодия движется – вверх или вниз (слуховой канал).
2. Разучивание распевки по частям с показом рукой движения мелодического рисунка (слуховой и тактильный каналы).
3. Запись на доске мелодии распевки (схематично, горизонтальными черточками). Пение распевки по схеме мелодии на доске (слуховой и зрительный каналы).
4. Пение распевки по схеме мелодии с показом движения мелодического рисунка (слуховой, тактильный и зрительный каналы восприятия).
Постепенно с расширением голосового диапазона класса усложняются распевки, добавляются короткие народные песенки и попевки. Быстрее всего видны результаты работы по этой методике с обучаемыми 5-6-х классов. Хочется отметить, что эта работа эта трудная, но интересная. Результат этой работы очень хорошо виден на заключительных уроках-концертах, которые проходят в конце каждой четверти.
Чистота интонации в пении зависит не только от развития координации между слухом и голосом, но и от умения владеть голосом. Чистота интонации в пении возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию и дикции. Работа над дыханием и звуковедением способствует формированию певческих навыков. Обучающиеся учатся концентрировать внимание на звучании своего голоса, следить и управлять дыханием.
Для этого используются простейшие дыхательные упражнения для пения:
Задуваем свечу. Это упражнение нацелено на развитие диафрагмы. На каждый вдох обращается внимание, как раздвигается грудная клетка, а на выдохе выпускается воздух тонкой струйкой, как будто гасится свеча.
Долгий выдох. Суть этого упражнения для развития дыхания -постепенно увеличивать время выдоха за счет глубины вдоха. Со временем выдох будет длиться не меньше минуты. Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами.
Упражнения для резонаторов применяются чтобы разогреть мышцы голосового аппарата, чтобы звук был ярким и выразительным:
1. Крикнуть долгое «Хээээй» без напряжения» чтобы задействовать и почувствовать головной регистр, так как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
2. Мычание. Глубоко вдохнуть ртом воздух, а на выдохе (через нос) промычать букву «М».
В пении очень важно умение сохранить правильное певческое звучание. Сохранению правильного певческого звучания способствует правильное формирование гласных, поющихся на певческом дыхании. В правильном произнесении гласных и согласных большое значение имеет работа артикуляционного аппарата.
В работе использую упражнения на развитие артикуляционного аппарата:
1. Упражнения для мимики мышц лица.
2. Упражнения для языка и губ.
Кропотливая работа над интонированием, звуковедением дает очень хорошие положительные результаты: обучаемые поют красивым, летящим, чистым звуком. У них формируется музыкальный вкус, повышается самооценка, развивается артистичность. Суворовцы с большим удовольствием музицируют самостоятельно, разучивают понравившиеся песни, устраивают выступления.
Для повышения мотивации к формированию певческих навыков используются следующие приемы:
-         Игра на музыкальных инструментах. При исполнении попевки на одной ноте несколько детей играют мелодию на фортепиано, колокольчиках.
-         Работа у доски. При исполнении попевки один обучаемый показывает мелодический рисунок на доске.
-         Привлечение обучаемых в помощники преподавателя. Обучаемые, освоившие попевку, помогают суворовцам, испытывающим затруднения в интонировании и показе мелодии, и помогают правильно почувствовать ритмический рисунок попевки.
-         Система оценки работы. За работу каждый получает нотку, количество которых учитывается на доске. Обучаемый наглядно видит свой рост.
-         Проведение импровизированного концерта. Выступление в конце урока групп обучаемых, показавших самых больших результатов на этом уроке.
Таким образом, занятия по развитию певческих навыков на уроках музыки способствуют формированию личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, а также гармоничному развитию обучаемых.

Список литературы

1.      Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
2.      Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
3.      Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания / Е.А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2006.

2019