Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf
Понятие «труд» - многогранно, единого определения понятия труд не существует. Разные области научного знания привносят в данное понятие свои характеристики. Однако, есть и общие черты, такие как: целесообразность деятельности, ее направленный характер, созидательность. Кроме того, многие авторы сходятся во мнении о том, что труд – это деятельность, требующая усилий, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности.
В области педагогики чаще встречается определение понятия трудовое воспитание, но не само определение понятия труда. Во многих педагогических словарях понятие «труд» отсутствует. Например, в Педагогическом словаре, авторами которого являются Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. понятие «труд» не значится. В словаре, написанном академиком Российской академии образования А.М. Новиковым, также понятие труд найти нельзя. Есть лишь статья, посвященная трудовому воспитанию, о чем пойдет речь чуть позже. Сластенин В.А. также не упоминает об определении «труда», говоря лишь о его видах (учебный, общественно-полезный и производственный) в рамках опять-таки трудового воспитания [3].
Найти определение рассматриваемого понятия можно в более узкоспециализированной области, например, в социальной педагогике. Так, в Словаре по социальной педагогике, под трудом деятельность человека, целью которой является создание потребительских стоимостей. При этом труд признается важным для человека процессом, одним из основных видов деятельности наряду, например, с общением [6].
Понятие «трудовое воспитание» используется в педагогической области, предполагает процесс формирования и развития личности человека.
Великие педагоги сходились во мнении о том, что трудовое воспитание должно обязательно присутствовать в общей системе образования и воспитания. Поскольку такие личностные качества, как: трудолюбие, коллективизм, добросовестность, чувство товарищества, ответственность и пр., закладываются в раннем возрасте в процессе труда.
Разные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания школьников. В частности, мы рассмотрим трех авторов: Ю.К. Бабанского, В.И. Логинову и В.Г. Нечаеву.
Выделяют две группы задач трудового воспитания школьников. Первая группа задач относится к процессу формирования знаний, навыков и умений в области труда и трудовой деятельности. Вторая группа задач касается непосредственно развития личностных качеств ребенка, в том числе и относящихся к процессу взаимодействия с обществом, то есть к процессу социализации.
В частности, Ю.К. Бабанский выделяет такие цели и задачи, как: воспитание у ребенка положительного отношения к труду и людям труда; формирование у школьнка потребности в труде и трудовой деятельности; профориентационная работа, то есть подготовка ребенка в дальнейшем выбору профессии в соответствии со склонностями и возможностями.
У В.И. Логиновой первые две задачи совпадают с предложенными предыдущим исследователем, а третьей задачей стоит: усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда.
В.Г. Нечаева также предлагает в качестве задач воспитание положительного отношения к труду, формирование знаний, умений и навыков в области трудовой деятельности. Но помимо этого полагает важным воспитание нравственно-волевых качеств личности, а также воспитание трудолюбия.
Трудовое воспитание, являясь частью общего процесса образования и воспитания, рассматривается в трех направлениях. Во-первых, это технологическое воспитание, предполагающее формирование собственно трудовых навыков; нравственное направление – то есть формирование нравственных качеств в процессе труда. А также производственное направление, то есть профессиональное воспитание с начала профессионального обучения и в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности.
Также выделяют экономическое направление, то есть развитие у обучающегося умения свой учебный, а в дальнейшем профессиональный труд включить в систему производственных отношений с другими субъектами [1; 2; 4].
В Лужской санаторной школе-интернате система приобщения младших школьников к нормам трудового воспитания носит целенаправленный и систематический характер. В частности, в планах воспитательной работы в качестве основных направлений деятельности можно найти помимо гражданско-патриотического, духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного и экологического воспитания, трудовое и профессиональное воспитание.
Дети младшего школьного возраста, в силу ряда психофизиологических особенностей, участвуют в нескольких видах труда, а именно: в труде, который непосредственно связан с учебными занятиями. То есть, те задания, которые получают школьники с первых дней нахождения в учебном заведении, а именно изготовление таблиц, коллекций, рисунков и пр. Это уже труд. Особую роль играют организованные школой и другими органами образования многочисленных мероприятий, связанных с применением совместного труда детей и родителей.
За последний учебный год были проведены ряд акций и мероприятий, которые положительно повлияли на отношение к миру труда и профессий:
- Акция «Чистая школа» - трудовой десант.
- Оформление информационного стенда «Востребованные профессии на рынке труда города, района и Ленинградской области».
- Изготовление подарков и поздравительных открыток для пожилых людей.
- Соревнования классов по организации и уборке территории – «Чистодвор».
- Конкурс рисунков «Радуга профессий» 1-4 кл.
- Акция «Что я умею делать своими руками. Мои увлечения» 1-7 кл.
- Мастер – класс - Фабрика Деда Мороза «Новогодняя игрушка».
- Конкурс украшения кабинетов.
- Трудовой десант «Чистая школа» [5].
Для детей младшего школьного возраста значимым является и труд по самообслуживанию. То есть, уход за своими вещами, произведение уборки классных помещений, в случае необходимости, произведение ремонта учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т.д. Поскольку Санаторная школа является школой-интернатом, дети пребывают в школе в течение учебной недели (с понедельника по пятниц – младшие школьники, с понедельника по субботу – средняя и старшая школа), то труд по самообслуживанию является одним из самых важных направлений трудового воспитания.
Подводя итоги, нужно сказать следующее. Труд, трудовое воспитание – это крайне важная часть учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Именно труд как целесообразная деятельность человека, направленная на изменение окружающего мира, является той основой, на которой формируется личность ребенка.
Труд, трудовое воспитание создает такие условия развития личности, которые благоприятно влияют на включение психических свойств человека в деятельность по формированию трудовой воспитанности. Которая в свою очередь, включает в себя формирование социально значимых качеств личности: ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма, чувства товарищества и пр.
Литература
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика / [Ю. К. Бабанский и др.]; [Текст] / Под ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 478,[1] с;2. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / Под ред. В. Г. Нечаевой. - Москва: Просвещение, 1974. - 192 с.
3. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
4. Петрова, Ю.В., Авдюхина, Н.А. Проблема трудового воспитания [Текст] /Ю.В. Петрова, Н.А. Авдюхина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. №5. – С. 823-829
5. План учебно-воспитательной и лечебно-оздоровительной работы ГКОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат» на 2018-2019 учебный год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lugasanshk.ucoz.ru/Normativdoc/Godovoy_plan2018-2019.pdf (дата обращения 09.03.2019
6. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студентов высших уч. заведений / Авт-сост. А.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр, Академия, 2002. – 368с.