Актуальные вопросы дошкольного образования

Коновалова Е.В. Роль проектной деятельности в развитии самостоятельности старших дошкольников

Библиографическое описание:
Коновалова Е.В. Роль проектной деятельности в развитии самостоятельности старших дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.

Организация проектной деятельности способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности.

Проектная деятельность способствует развитию умения практически применять полученные знания, развитие рефлекторное мышление. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.

Одним из средств развития самостоятельности старших дошкольников может выступать проектная деятельность.

Целью проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте является создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления.

Задачами проектной деятельности являются развитие у обучающихся:

• исследовательской, коммуникативной компетентности;

• познавательных интересов;

• умения проводить рефлексию;

• умения ориентироваться в современном информационном пространстве;

• умения самообразования;

• умения публично выступать;

• критического мышления.

Задача развития свободной творческой и самостоятельной личности ребёнка в детском саду довольно успешно реализуется через проектную деятельность, содержание которой определяется необходимостью развития самостоятельности детей. Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не определены.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проекты, реализуемые с детьми старшего дошкольного возраста, предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством воспитателей или родителей. Участие в проекте позволяет проявить дошкольникам свои способности. В ходе проектной деятельности дети старшего дошкольного возраста самостоятельно учатся планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, прогнозировать результат деятельности, анализировать полученные результаты.

Выделяют следующие виды проектов:

- исследовательские - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.);

- игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

- практико-ориентированные - дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

- творческие - как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома альманаха и т.д.

Правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. В ходе нашего исследования, мы пришли к выводу, что проектная деятельность способствует формированию у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности, так как обеспечивает развитие познавательной потребности, учит самостоятельно осуществлять поиск, делать открытия, использовать метод научного познания в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Наибольшую популярность в детском саду получили межпредметные, практико-ориентированные проекты. Именно они позволяют опираться на личный опыт детей, поддерживать долгое время интерес к деятельности. При работе с дошкольниками чаще используются групповые проекты, в ходе подготовки которых развиваются коммуникативные умения, способность к сотрудничеству и взаимодействию, которые воспринимаются в современном обществе, как неотъемлемые позитивные характеристики человека в любых сферах жизнедеятельности.

Воспитатель определяет цель проекта, учитывая потребности и интересы детей. Вовлекает дошкольников в решение проблемы, намечает план движения к цели проекта.

Воспитатель поддерживает интерес детей и родителей к проектной деятельности. Коллективно обсуждает план проекта с семьями воспитанников на родительском собрании. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта. Если существует необходимость, обращается за рекомендациями и привлекает к проектной деятельности специалистов ДОО.

Литература

1.Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика-синтез, Москва, 2008.

2.Мирджалилова С.С. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы // Молодой ученый. — 2012. — №11.

3.Дыбина О. В. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, М. 2002.
2023-11-27 10:50 2023