Актуальные вопросы начального общего образования

Воловичева Т.Н., Голоденко С.А. Технология продуктивного чтения

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


В учительской практике активно используется технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской.
Опыт работы показывает что применение технологии продуктивного чтения способствует достижению тех результатов, которые требует современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами», – писал В.А. Сухомлинский.
Сегодня научить ребенка читать правильно, эффективно и продуктивно – важная задача учителя. С позиции деятельностного подхода к обучению «выращивание» грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателем.
Технология продуктивного чтения «работает» именно в рамках деятельностного подхода. Ее целью является формирование читательской компетенции школьника.
По нашему убеждению эта технология является одной из наиболее эффективных, так как она прививает интерес к чтению, развивает чувство любви к книгам, учит ребенка понимать самостоятельно прочитанный текст на любом уроке в начальной школе. Ученики учатся осмысливать цели чтения, выбирать вид чтения, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, определять основную и второстепенную информацию, свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого сформулированы стойкая привычка к чтению, умение самостоятельно выбирать книгу.
В соответствии со структурой читательской деятельности названная выше технология предполагает три этапа работы с текстом.
П е р в ы й э т а п – работа с текстом до чтения. На этом этапе предполагается развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация (догадка, мысленное предвосхищение, «забегание вперед»). Главная задача этапа – вызвать у ребенка желание прочитать книгу, сформировать положительную мотивацию к процессу чтения.
Используя прием антиципации, мы учим учащихся определять смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделять его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Например, изучая произведение В.П. Астафьева «Капалуха», можно предложить карточки с опорными словами, иллюстрацией и биографией автора. Учащиеся по предложенному материалу определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют его героев. На этом этапе учитель может узнать, насколько учащиеся правильно определили героев и направленность текста. Работа с текстом до чтения завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
В т о р о й э т а п – работа с текстом во время чтения. С целью понимания текста и создания его читательской интерпретации, а главное – для обеспечения полноценного восприятия текста мы в своей практике проводим «диалог с автором». Этот эффективный прием дает детям возможность увидеть автора в тексте – «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность» в ходе вдумчивого аналитического, изучающего, медленного чтения. При обучении учащихся «диалогу с автором» необходимо учить учащихся видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; «включать» их творческое воображение: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации ученики прогнозируют, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться конкретный эпизод или все произведение.
Наш опыт работы показал, что важно научить школьников задавать по ходу чтения автору свои вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Такие вопросы предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
Н а т р е т ь е м – заключительном – этапе предполагается работа с текстом после чтения. Цель этапа – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом, а главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста. Здесь эффективны, во-первых, концептуальная (смысловая) беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, в процессе чего происходит соотнесение читательских интерпретаций (толкований, оценок) произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Во-вторых, важно организовать знакомство с писателем в ходе рассказа о писателе. Наш опыт показал, что беседу о личности писателя лучше проводить после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация попадет на подготовленную почву: ученик сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. И наконец, в-третьих, необходима разработка и использование творческих заданий, опирающихся на опыт читательской деятельности учащихся, их эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы. Здесь доказали свою эффективность такие приемы, как кубик или ромашка Блума, что дает возможность научить учеников правильно задавать вопросы, классифицировать их, отвечать на них, правильно формулировать свои ответы, высказывать мнение о прочитанном. Интересный прием, который используется на этом этапе, – составление синквейна.
В учебниках для начальной школы чаще всего произведения даются в сокращении, поэтому одним из приемов в работе над текстом является восстановление авторского текста. Мы предлагаем учащимся карточки с отрывками из произведения, которых нет в тексте учебника, и школьники определяют, где может быть пропущен этот отрывок. Этот прием дает возможность не только восстановить текст в целом, но и четче определить главную идею произведения, возможно, открыть новую тему рассказа. Например, в произведении В.П. Астафьева «Капалуха» опущены следующие фрагменты:
«...Это как наша мама. Она все нам отдает. Все-все, каждую капельку... – грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесенных впервые в жизни, недовольно крикнул: – А ну пошли стадо догонять!..»
«...И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям все, иной раз даже жизнь свою».
После восстановления текста ученики приходят к выводу, что кроме темы «Люби живое, природу, животных» автор говорит о любви к матери, ведь именно материнская любовь учит наших детей любить все окружающее.
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме «ученики – учитель – автор». Ученик не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощенные и эмоционально отзывчивые дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Именно технология продуктивного чтения способствует этому.

Библиографический список

1.                 Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2014.
2.                 Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе. М., 1997.
3.                 Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. М., 1993.
2020