Актуальные вопросы дошкольного образования

Маймуренко В.П., Фалалеева А.Н. Интеграция семейных и этнокультурных традиций воспитания в практику образовательных организаций

Библиографическое описание:
Маймуренко В.П., Фалалеева А.Н. Интеграция семейных и этнокультурных традиций воспитания в практику образовательных организаций // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.

Дитяко, что тесто, как замесил, так и выросло. Старая мудрая пословица определяет траекторию воспитания как процесса. Но детушек воспитать — не курочек пересчитать. От того, на сколько серьёзно и грамотно будет построен этот процесс, зависит и конечный результат. Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет, поэтому период дошкольного детства должен быть насыщен самыми лучшими воспитательными практиками и традициями. Отечественное дошкольное воспитание основано на трудах выдающихся педагогов, получает поддержку государства, но без поддержки семьи, без внимания к семейным ценностям, вряд ли получится воспитать в каждом ребенке человека, с присущими ему истинными человеческими качествами.

Семья, это первый мир, в котором ребенок получает первый жизненный опыт общения, эмоций и знаний. На протяжении многих веков мир семьи является сильнейшим фактором формирования личности ребёнка. Именно в семье происходит его искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Белгородский край – настоящая сокровищница народных обычаев, художественных промыслов и музыкального фольклора. Этническое своеобразие культуры Белгородчины обогащено в результате слияния культур православных народов – русского, украинского и белорусского. Общие традиции трёх народов ярко прослеживаются в элементах национального костюма, в колорите росписей и орнаментов, в традиционных блюдах, в ремеслах и промыслах, и конечно в духовно-нравственных традициях семейного воспитания. Каждый родитель хочет научить своё дитя тому самому лучшему и важному, что знает и умеет сам. Ведь к чему ребенка приучишь, то и получишь.

Воспитательный потенциал семей воспитанников и уровень их осведомленности в вопросах развития ребенка весьма разнообразен. Но тем не менее, каждая семья имеет свои правила бытия, устои и традиции. В них проявляются общечеловеческие ценности: уважение к старшим, вежливость в общении с людьми, любовь, доброта, милосердие, взаимопомощь. Очень активно проявляются эти качества во время подготовки к совместным праздникам.

Рождество Христово и Пасха, Светлое Христово Воскресенье – два особенных праздника для всего православного народа. Организация этих праздников стала доброй и стойкой традицией, пришедшей в наш детский сад из семей наших воспитанников. Подготовка к этим праздникам – яркое эмоциональное событие в жизни педагогов, воспитанников и их родителей.

Начиналось с малого: кто-то выучил колядку и рассказал её в группе, кто-то щедровальную песенку, кто-то поведал о том, как «засевал» у крестных или носил им «вечерю». А как здорово с радостным приветствием «Христос Воскресе!» угощать друг друга ароматными куличами и расписными яйцами! Понятно, что это народные традиции, которые в разной степени проявляются в каждой семье, но, сколько в них добра и участия. Что может быть лучше, чем прийти в дом к родственникам или близким с радостью, улыбкой на лице, с пожеланиями здоровья, достатка, мира и благоденствия. Это яркое свидетельство того, что семья хранит традиции привития детям общечеловеческих ценностей, уважает их и передаёт подрастающему поколению.

Православные праздники строятся на основе сказочных и игровых сюжетов, близких для понимания детьми. Они наполняются таким содержанием, которое побуждает воспитанников к размышлению о себе, о своих поступках, вызывает эмоциональный отклик в душе маленького человека.

Дошкольное образование в нашей стране носит светский характер. Детей не учат креститься и читать молитвы, но детский сад посещают дети из семей, где родители глубоко верующие люди, чтущие православные традиции, и воспитывающие детей в соответствии с ними. Мы не дистанцируемся от таких семей, а тесно взаимодействуем с ними. Это помогает объединить детей, родителей и педагогов в коллектив единомышленников для воспитания в каждом ребенке духовно-нравственной личности.

Мы получили огромную поддержку от родителей, когда решили приглашать на такие праздники священнослужителей из местного храма, которые стали помогать педагогам донести до детей и их родителей смысл самых важных праздников с точки зрения православных традиций. Но красной нитью в этом взаимодействии прослеживается ценность и важность торжества и победы добра, которое нужно вырастить и хранить в своём сердце, но главное – хотеть и уметь ним делиться, особенно с теми, кто в этом нуждается.

Семейные традиции народов нашей страны, как лоскутное одеяло – яркое и разноцветное снаружи, наполненное согревающим теплом внутри. Именно это тепло объединяет всех россиян любовью к своей семье, к родному дому, и рождает в каждом любовь к великой стране.

Не долго той земле стоять, где начнут уставы ломать. Взаимопроникновение воспитательных традиций семьи и дошкольной образовательной организации способствует укреплению взаимоотношений в семье, как основе для формирования и развития гармонично развитой личности будущего гражданина страны.
2024-03-05 10:49 2023