Информационные технологии в современном образовательном процессе

Шадрина К.В. Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Развивать моторику рук детей раннего возраста можно из доступных вещей. Например, дать малышу немного разной крупы и макаронных изделий и предложить выкладывает из них узоры, порисовать на манной крупе. Полезно застегивать, расстегивать пуговицы. Завязывать, развязывать шнурки, бантики, веревочки. Собирать пазл, мозаику или конструктор. Но мы пролегаем развивать моторику с помощью рисования.
Невропатолог и психотерапевт В.М. Бехтерев, говорил, что движения руки всегда были в тесной связи с речью. Поэтому с самого раннего возраста, очень важно развивать мелкую моторику рук у ребенка и самым интересным для детей является изобразительная деятельность. Это специфическое образное познание действительности, в процессе которого дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса.
Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений рук и глаза.
На втором году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая такие беспорядочные движения, малыш не стремится что-либо изобразить. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Проводя карандашом, ребенок делает важное «открытие» - карандаш оставляет след. Малыш замечает материальную проекцию собственных действий - то, что след получается разным в зависимости от характера движений руки. Так, при слабом нажиме линии будут бледными и тонкими, а при сильном - толстыми; короткими резкими движениями можно нанести штрихи, а размашистыми - линии. То есть ребенок видит наглядный образ собственных действий. Каракули вызывают у малыша интерес, стремление их повторить. Такое стремление ведет к росту произвольности движений, к формированию зрительно-двигательных координации нового уровня. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки, а рука задает определенный образ действия. Дети учатся воспроизводить свои движения.
Перелом в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в каракулях предметов окружающего мира. Вопросы взрослого: «Что ты нарисовал?», его подсказки: «Похоже на корабль» помогают малышу установить связь изображения с реальным объектом. Такой рисунок еще очень далек от действительности, и у малыша нет намерения, что-либо нарисовать. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.
Новый этап в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания, причем не только в рисовании, но и в игре, бытовой деятельности, при освоении речи. Знаковая функция, представляющая собой одну из фундаментальных человеческих способностей, начинает осваиваться в раннем детстве, при непосредственном воздействии взрослого, который учит ребенка узнавать картинки в книжках, использовать в игре предметы-заместители, называть нарисованные каракули. Процесс рисования предполагает действие замещения. Ребенок дает предмету и изображению одно и то же название, устанавливая, таким образом, их соотношение. И в то же время он понимает, что изображение предмета выступает его заместителем, обозначением. Знаковая функция рисования зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа, показанного взрослым, к названию его определенным словом. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования. Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают. Слово закрепляется за определенной каракулей, которую ребенок может произвольно воспроизводить. Вершина развития каракулей - замкнутая, закругленная линия становится основой графического образа многих предметов. Перемещение слова с конца на начало рисования - важнейшее достижение в изобразительной деятельности. Как только малыш начинает приписывать своим каракулям то или иное содержание, они превращаются в средство указания и сообщения. Теперь ребенок не только обозначает предмет, но и передает информацию - сообщает нечто другому человеку, прежде всего взрослому.
Таким образом, мы можем сказать, что изобразительная деятельность у детей вызывает достаточно большой интерес. Изобразительная деятельность предполагает продукт - рисунки. Продуктивная работа влияет на развитие воображения, мышления, зрительной памяти, эмоционального и волевого настроя и имеют первостепенное значение на всех этапах развития творческих способностей личности.

Библиографический список

1. Галешникова Т.С. Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в содружестве с семьей. [Текст]: для педагогов и родителей / Галешникова Т.С. - Дошкольная педагогика. - 2009. – 128 с
2. Кураев Г.А. Возрастная психология: Курс лекций. [Текст]: для педагогов и студентов / Г.А. Кураев, Пожарская Е.Н. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
2019