Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Портнова А.В., Ахметова А.Р. Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие дошкольника

Библиографическое описание:

Портнова А.В., Ахметова А.Р. Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие дошкольника // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

Театральное искусство, близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игровая деятельность. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоционально- творческое, познавательно- речевое развитие ребенка.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами. Воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся легко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дети любят играть, играя, они познают окружающий мир. Театрализованные игры помогают ребенку усвоить правила, нормы и законы взрослых людей. Каждый ребенок, играя по своему, старается копировать в своей игре взаимоотношения взрослых, любимых героев, быть похожими на них: на принцессу или принца, чародея или волшебницу. Игры детей похожи на импровизированные театральные постановки, в которых они развивают коммуникативно- личностные познавательно- речевые и художественно-эстетические способности. Высказывания известного немецкого психолога Карла Гросса: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам надо для того, чтобы мы играли» как никогда отражает действительность нашего времени.

Основные задачи театрализованной деятельности являются

* Формирование правильной модели поведения в современном мире; повышение общей культуру ребенка, приобщение к духовным ценностям;

* Знакомство дошкольника с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привитие устойчивых интересов.

* Совершенствование навыков воплощения в игре определенных переживаний, побуждение к созданию новых образов

* Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, основным фундаментом развития эмоциональной сферы ребенка, проявляя сочувствие персонажам, сопереживая разыгрываемым событиям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

* Формирование умения думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствующие развитию умственных способностей. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски.

* Проявление эмоционального отклика у детей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

* Создание условий для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

* Совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Используя элементы театрализованной деятельности в игре у ребенка, развивается диалогическая и монологическая речь, расширяется словарный запас дошкольника, укрепляется артикуляционный аппарат, формируется звуковая культура речи, обогащается выразительность речи.

«Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.» [Маханева М. Д.]

Практикуя в детских садах элементы театрального искусства педагоги развивают познавательно-речевые способности каждого ребенка, заставляя думать, делать выводы и обобщать имеющийся бытовой опыт взаимодействия в социуме. Происходит прямое совершенствование детской речи. В процессе работы и репетиций над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, его интонационный строй. Репетируя ту или иную роль, декламируя речь положительного или отрицательного персонажа ребенок старается ясно, четко и понятно изъясняться. У дошкольника формируется правильная диалогическая речь, ее грамматический строй. Именно поэтому чрезвычайно актуальной на сегодняшний день является проведение с детьми спектаклей в совместной деятельности, рассказывание сказок, инсценировка песен, сказочных этюдов. Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

Театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное психическое развитие ребенка. Игры в театр доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно- эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, т.к. возникает в игровой обстановке потребность говорить. Многие педагоги приходят к такому выводу, что театрализованная деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения не только влияет на познавательно- речевую сферу, но она так, же помогает дошкольнику освоится в окружающем его социуме. Найти свое место в определенном коллективе детей, не сталкиваясь с рядом проблем. Репетируя, а затем, выступая от лица какого-либо персонажа, ребенок может решить многие бытовые ситуации в свою пользу. Найти свое место в детском коллективе, не сталкиваясь с трудностями в общении, играя роль положительного или отрицательного персонажа ребенок учится преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Роль театрализованной деятельности в развитии творческого воображения отмечают зарубежные и отечественные психологи.

Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих — новое в себе. В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т. д.

Типической основой художественного творчества является театрализованная игра. Об этом говорил П.Блонский, считая, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством. Следовательно, театрализованную игру можно назвать творческой игрой.

Некоторые психологи считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» не уместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка. Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх насколько театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей: текст произведения для детей — только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д.

Анализ литературы показал, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.

Улыбка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это явление, много раз экспериментально проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

В литературе подчеркивается: основа эмпатии — в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова и др.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б. М. Теплов). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

В настоящее время, несмотря на то, что работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку, театр остается «Золушкой» педагогики, и его судьба, как от злой мачехи, зависит от желания и интересов педагога, который не понимает его значимости. В первую очередь это связано с непониманием значимости театрально-творческой деятельности в воспитании детей.

Во-первых, педагоги недооценивают коллективного характера театрализованной деятельности. Как и в сюжетно-ролевой игре, в процессе театрализованной деятельности от ребенка требуется умение управлять своим поведением, умение координировать свои действия с деятельностью товарищей.

Во-вторых, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.

Очевидно, что даже краткий перечень достоинств театрализованной деятельности свидетельствует о том, что ей не пристала роль «Золушки». Значение этой сферы детской деятельности для общего психического и художественного развития ребенка столь велико, что она должна занять достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми. Это значит, что работа педагога по театрализованной деятельности так же необходима, как музыкальные занятия или работа по изобразительному искусству.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия

Список используемой литературы:

1.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003г.

2.Буренина А.И. Театр всевозможного, Выпуск 1. От игры до спектакля. Учебно-методическое. пособие — 2- е издание, переработанное и дополненное — СПб, 2002.

3.Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности – Москва, 1997.

4.Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей 5 –6 лет в театрализованной деятельности – Москва, 1998.

5.Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей 6 – 7 лет в театрализованной деятельности – Москва, 1999.

6.Каменская М. Воспоминания. - М.: Художественная литература, 1991.

7. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду— Москва„: ТЦ Сфера, 2009
2023