НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бузуева М.В. Формирование культуры пожаробезопасного поведения дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Борьба с пожарами – острая общегосударственная проблема, поскольку из года в год увеличивается количество людей, погибших во время пожара, возрастает материальный ущерб. Одна из причин возникновения пожаров – детская шалость, неумение обращаться с огнем и огнеопасными предметами детей дошкольного и младшего школьного возраста. Примелькавшиеся лозунги и плакаты не дают желаемых результатов: родители практически не уделяют внимания обучению детей элементарным правилам пожарной безопасности и, хуже того, часто сами подают примеры небрежного обращения с огнем, а также оставляют малышей без присмотра наедине со спичками. Недооценка серьезности проблемы, допускаемые взрослыми нарушения, отсутствие систематической пожарно-профилактической работы, а также незнание методики ее проведения с детьми разного возраста приводят к трагическим последствиям.
Актуальность проблемы заключается также в том, что, к сожалению, во многих дошкольных учреждениях при планировании учебно-воспитательной работы далеко не всегда уделяется должное внимание ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности, с негативными и позитивными функциями огня. Как правило, вся работа ограничивается чтением художественной литературы и последующей беседой по прочитанному.
Тем не менее, не исключая эту форму работы с дошкольниками разного возраста, необходимо использовать и другие, имеющие наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Это сюжетно-ролевые и дидактические игры, дискуссии, вечера развлечений, игры-путешествия, экскурсии, спектакли, в которых играют дети, соревнования с элементами пожарно-прикладных видов спорта, демонстрация мультфильмов, использование заданий противопожарной тематики на занятиях изобразительной деятельностью и др.
В своей педагогической работе для формирования у детей необходимых знаний и навыков поведения, начиная с младшей группы, проводим занятия по противопожарной профилактике в рамках часов, отведенных на ознакомление с природой и развитие речи. Это особенно необходимо, в связи с тем, что запретами невозможно избежать несчастных случаев, причиной которых является неумелое обращение с бытовыми электрическими и газовыми приборами, со спичками, а малыши пользуются любым случаем, чтобы на собственном опыте изучить их поближе. В связи с этим уже в работе с младшими дошкольниками стараемся не запрещать, а помогать детям в их «исследованиях», давать исчерпывающие знания об окружающем, формируем рефлекс самозащиты, чувство самосохранения.
С детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводим занятия, на которых в игре они знакомятся с правилами пользования бытовыми электрическими и газовыми приборами, подчеркиваем при этом, что детям нельзя включать эти приборы. Одной из форм ознакомления детей с огнем и пожароопасными предметами используем дидактические игры «Что для чего?», «Кто работает с огнем?», «Что нельзя делать» «Огнеопасные предметы» В процессе игр смогли выявить знания детей о правилах пользования предметами домашнего обихода, проверили их, уточнили и закрепили. В игровом упражнении «Разукрась» не только систематизировали знания детей о бытовых приборах, но и способствовали развитию сенсорных способностей детей. При рассматривании иллюстраций, изображающих огонь и его последствия, подводим детей к пониманию того, что неосторожные действия людей приводят к пожару. Вместе с детьми рассмотрели пожарную машину, при этом учили рассматривать детали машины, определять цвет, форму, величину. Затем дети обвели карандашом модель машины по контуру и закрасили. Так же закрепляли знания детей о специальных видах транспорта (пожарной машине) в подвижных играх «Мы ребята славные, удалые пожарные», «Воробышки и пожарная машина». Познакомили детей с русской народной потешкой «Тили-бом! Тили-бом!». После чтения потешки уточнили с детьми, как героям удалось потушить пожар, обратили внимание детей на эмоциональное состояние героев. Так же организовали просмотр мультфильма «Кошкин дом» и побеседовали после просмотра о действиях героев во время пожара, подвели детей к пониманию того, что только согласованные действия во время пожара помогут его потушить.
В возрасте 6-7 лет у дошкольников возникают благоприятные условия для воспитания у них чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и владения знаниями, помогающими предупредить возгорание и сориентироваться в сложной пожарной ситуации.
В связи с этим в старшем дошкольном возрасте расширяем представления ребят о способах тушения пожара, о средствах предупреждения о пожаре (в детском саду – это сигнализация); знакомим с противопожарным уголком в ДОУ, рассказываем о его назначении и предметах, которые имеются в нем, рассматриваем план эвакуации из детского сада в случае возникновения пожара и проходим с ними по заданному маршруту.
Кроме того, организуем просмотр мультфильмов о правильном обращении с огнем, проводим беседы. Например, в ходе беседы «Костер в лесу» знакомим детей с тем, что костер разводится в специально огороженном месте и заливается водой, когда уходят из леса. Акцентируем внимание на том, что в засушливое лето огонь запрещено разводить из-за возможности возникновения пожара и гибели леса. Для создания заинтересованности ребят в ходе беседы используем пословицы, строки из детских песен, из любимых детских стихотворений, задаем дошкольникам вопросы.
Работа по формированию у детей представлений о пожарной безопасности проходит тонкой нитью через все виды деятельности в ДОУ.
В изобразительной деятельности дети выполняют рисунки на темы «Огонь – друг, огонь – враг», «Береги свой дом от пожара», «Пожарный автомобиль». Это способствует закреплению и активизации знаний о противопожарной безопасности. Дети имеют возможность выразить изобразительными средствами свое отношение к проблеме.
Во время физкультурных праздников «Веселые старты», «Юные пожарные» организуем соревнования, эстафеты и просто упражнения, связанные с пожарно-прикладными видами спорта.
При проведении развлечений на противопожарную тематику «Огонь – друг, огонь – враг», «Красный огонек», «Спички в руки не бери», «Осторожно огонь» закрепляем знания правил пожарной безопасности и представление о том, что нельзя играть со спичками; воспитываем уважение к профессии пожарного.
В конце учебного года проводим викторины «Пожарным можешь ты не быть» и «Знатоки правил пожарной безопасности», где проверяем уровень знаний детей правил пожарной безопасности.
Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных детьми знаний во время разных видов деятельности способствует формированию навыков поведения в быту.
Следует отметить, что все указанные выше мероприятия помимо основной цели – формирования целостного представления о пожарной безопасности – решают задачи и других направлений в работе с детьми: воспитание культуры поведения на улице, в доме, на природе, расширение кругозора (знакомство с предметами бы­товой техники, химии, работой предприятий), закладывание основ эколо­гического воспитания.

Библиографический список

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности детей старшего дошкольного возраста – СПб.: Детство – Пресс, 2004.
2. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.
3. Павлова Г.Я. Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
4. Противопожарная работа с детьми в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений, г. Орел, 1989.
2019