Лагунцова Х.А., Кандрашкина Ю.И. Сотрудничество логопеда и семьи при коррекции речевых нарушений у ребенка
Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf
Важным периодом речевого и психического становления является дошкольный возраст. С первых секунд жизни младенец окружен звуками: шум ветра, музыка, пение птиц, речь матери. Еще не понимая значения слов, малыш способен улавливать интонацию и настроение речи. Со временем ребенок начинает прислушиваться к словам, различать звуки речи, осознавать значение слов. Способность ребенка правильно пользоваться речью, четко и ясно выражать свои мысли является необходимым условием гармоничного и полноценного развития. Первым «учителем», создающим условия и для развития ребенка, является семья. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. В современном мире роль семьи в становлении, развитии и воспитании ребенка является неоспоримым фактом. Существует острая потребность взаимодействия родителей с педагогом. Если у ребенка наблюдаются сложности речевого развития, родители могут обратиться за помощью к воспитателю, учителю-логопеду, психологу, дефектологу. Многие родители стараются уделять внимание развитию речи и психики ребенка с младенческого возраста. Их дети слышат чистую и внятную речь, родители много и часто читают, рассказывают обо всем на понятном ребенку языке. К сожалению, современный темп жизни лишает некоторых родителей возможности обеспечить детям необходимую среду для гармоничного развития или для коррекции имеющихся речевых нарушений. У детей с недоразвитием слухового восприятия, фонематического слуха формируется неправильное звукопроизношение и нарушения лексико -грамматического строя. Большая часть родителей не могут понять причин, вызывающих речевые нарушения и, как следствие, не понимают необходимости работы с логопедом. Очень часто родители не придают значения недостаткам речи и ждут, когда ребенок «перерастет это». Во многих семьях родители даже не слышат нарушений звукопроизношения или аграмматизмов в речи ребенка. У родителей недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности. Успешность работы учителя-логопеда зависит от уровня участия семьи, от их отношения к речевому дефекту, от готовности сотрудничать. По этой причине необходимо привлекать родителей к педагогическому процессу. Некоторые родители не хотят или не успевают заниматься с ребенком, а некоторые хотят, но не имеют достаточно знаний для самостоятельной работы. Одна из задач логопеда разъяснить родителям особенности ребенка и объяснить важность совместной работы. Сотрудничество логопеда с родителями осуществляется следующими видами работы: проведение открытых занятий, проведение родительских собраний, демонстрация видео с примерами выполнения заданий, оформление логопедических уголков, лекции, индивидуальные беседы, мастер-классы и др. Пример плана родительских собраний. Тема 1. Мини-лекция «Особенности речевого развития по возрастам» Беседа в формате «вопрос – ответ» Тема 2. Лекция «Особенности развития при речевых нарушениях» Тема 3. Лекция «Роль семьи в развитии ребенка» Тема 4. Открытый урок Тема 5. Беседа о выполнении домашних заданий в формате «вопрос – ответ» Тема 6. Лекция «Создание позитивной мотивации к выполнению заданий» Тема 7. Мастер-класс «Речевые игры дома» Тема 8. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика» Тема 9. Мастер- класс «Автоматизация звуков в домашних условиях» Тема 10. Открытый урок Определяя формы и содержание работы необходимо ориентироваться на запросы и интересы родителей, и уровень их знаний. Для этого возможно проведение опросов и анкетирование. Это позволит определить готовность и возможность включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс, психологический портрет семьи, степень взаимодействия внутри семьи, отношение родителей к развитию и особенностям ребенка. Пример анкеты Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», отметьте вариант ответа, совпадающий с вашей точкой зрения. Вопрос № 1. Интересует ли Вас тема опроса? Ø Считаю важной Ø Считаю второстепенной Ø Не интересует совсем Вопрос № 2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка? Ø Правильное речевое дыхание Ø Выразительное и правильное интонирование речи Ø Правильное произношение звуков родного языка Ø Владение культурой речи Ø Звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка Вопрос № 3. Есть ли у вашего ребенка нарушения в речевом развитие? Ø Да Ø Нет Ø Не обращал(а) внимание Вопрос № 4. Если есть у ребенка нарушения в развитие звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразно делать? Ø Обратиться за советом к воспитателю Ø Заниматься с ребенком самостоятельно Ø Проконсультироваться у логопеда Ø Регулярно заниматься с логопедом Ø Не обращать внимание Ø Другое _________________________________________________ Вопрос № 5. Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем? Ø Нет Ø Затруднит со сверстниками в детском саду Ø Помешает полноценному общению с людьми в будущем Ø Послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе Вопрос № 6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи? Ø Достаточно занятий с воспитателем и логопедом Ø Родители иногда должны заниматься с детьми Ø Родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов Вопрос № 7. Какую дополнительную помощь в работе с вашим ребенком Вы хотели бы получить от специалистов детского сада? _____________________________________________________________ Совместную работу с родителями целесообразно проводить различным специалистам, чтобы у родителей была возможность получить ответ на свой вопрос с разных точек зрения. Педагоги, психолог, учитель-логопед помогают создавать эмоционально положительные отношения между родителями и ребенком и повышают их педагогическую культуру. Огромное значение имеет выполнение домашних заданий с целью продолжения логопедической работы. Даже самая тщательная работа учителя-логопеда нуждается в закреплении вне кабинета. А это значит, что крайне важно ознакомить родителей с особенностями развития их ребенка и направлениями работы. Совместные работа логопед+семья+воспитатели (если ребенок посещает детский сад) с едиными требованиями увеличит эффективность и результативность занятий. Участие родителей в коррекционном процессе полезно как для ребенка, так и для родителей. Помощь родителям, имеющим детей с речевыми нарушениями должна осуществляться на всех этапах развития ребенка. Регулярное общение семьи со специалистом позволит отслеживать и корректировать направления работы при достижении результатов или регрессе. Примерный план совместной работы «логопед + родители + воспитатели» 1) обсуждение результатов обследования и определение направлений работы 2) рекомендации по выполнению домашних заданий и по направлениям работы 3) через 3 месяца. Обсуждение динамики, коррекция плана, новые рекомендации 4) встречи или он-лайн консультации для обсуждения трудностей 5) через 3-4 месяца. Обсуждение динамики, коррекция плана, новые рекомендации 6) встречи или он-лайн консультации для обсуждения трудностей 7) проведение итогового обследования и выявление динамики речевого развития ребенка Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка, бесспорно. Семья и образовательное учреждение – два важных компонента социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для развития ребенка необходимы. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития и коррекции речи.
Библиографический список
1. Бачина О. В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009. 2. Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011. 3. Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2010. № 3. 4. Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» Детство-Пресс, 2012.