Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Груздева О.П., Илюшина Н.Н. Практические задания на развитие функциональной грамотности на уроках английского языка

Библиографическое описание:

Груздева О.П., Илюшина Н.Н. Практические задания на развитие функциональной грамотности на уроках английского языка // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

В данной статье мы хотим поделиться с вами опытом, как можно организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.

Еще в Древней Греции считали, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Древние греки ещё не умели так красиво и заумно формулировать и не знали, что «то, что пригодится детям, когда они вырастут», много веков спустя, их далёкие потомки назовут термином «функциональная грамотность».

Цель функциональной грамотности на уроках английского языка – это умение применить полученные знания на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке.

Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Поскольку данный урок является уроком применения знаний, умений и навыков, то прежде чем мы приступили к заданиям по формированию функциональной грамотности, на этапе актуализации знаний учащимся было предложено составить кластер на тему «Дом». Это помогло осмыслить, проанализировать изучаемый материал; сформировать критическое мышление; снизить у обучающихся блокаду, страх, разрушить барьер перед письменными заданиями.

На уроке английского языка в 5 классе по теме «Типичный английский дом» был предложен несплошной текст, который вызвал наибольший интерес у учащихся.

Houses in Britain

Most people in Britain live in a house, although in the big cities a lot of people live in flats.

You can see some typical houses in the picture.

Generally, people in Britain don’t live in the city centre. The buildings there are usually just offices and shops. Most people live in suburbs (жилые кварталы).

Most houses have a living room, a dinning room, and a kitchen downstairs. Upstairs there are usually two or three bedrooms and a bathroom. Children usually have their own bedroom. Bedroom

Some share a room with a brother or sister. A lot of houses have a garden, too.

When people describe a house, they say, how many bedrooms it’s got, e.g. It’s a two-bedroomed flat or it’s a four-bedroomed house.

In some countries people often have a flat in a town and a house in the country, but it’s not very common in Britain. But everyone in Britain dreams of living in a detached house. detached house

Несплошной тест – это текст, который сочетает в себе несколько источников информации.

В своем тексте мы использовали иллюстрации, так как это нацеливает на прочтение текста и эстетическое восприятие, что очень важно в работе со школьниками данного возраста.

А также были использованы две гиперссылки.

Под первой гиперссылкой находится картинка спальни.

Под второй гиперссылкой описание особняка с детальной информацией.

Первое задание по читательской грамотности, которое формирует навыки нахождения и извлечения информации. Необходимо указать верно или неверно утверждение.

1.Are the statements true or false or doesn’t it say?

Являются ли данные утверждения правдой или ложью в тексте?

В данном задании по 1 баллу за каждый правильный.

Описание форм оценивания заданий по ФГ должно быть доступно и понятно учащимся, для того, чтобы они справились с взаимопроверкой и самопроверкой на уроке.

Задание на математическую грамотность вызвало наибольший интерес у учащихся. Необходимо написать 10 предметов мебели и соотнести их с подходящей геометрической фигурой (используя первую гиперссылку).

2.Look at the picture. Write down 10 pieces of furniture. Match the furniture and the geometric figure.

Посмотрите на картинку. Напишите 10 предметов мебели. Соотнесите название мебели с подходящей геометрической фигурой.

При выполнении этого задания у учащихся формируются, следующие навыки:

1.Определять место, где содержится искомая информация (гиперссылка).

2.Находить и извлекать информацию.

3.Распознавать геометрические формы и описывать объекты окружающего мира с помощью языка геометрии.

К этому заданию была также предложена четкая и понятная учащимся шкала оценивания.

3 балла - перечислены без ошибок 10 предметов мебели и верно указаны геометрические фигуры.

2 балла - допущено 1-5 ошибок (ошибка в написании предмета мебели и/или неверно указана геометрическая фигура).

1 балл - допущено 6-8 ошибок (ошибка в написании предмета мебели и/или неверно указана геометрическая фигура).

0 баллов - допущено более 5 ошибок (ошибка в написании предмета мебели и/или неверно указана геометрическая фигура) или ответ отсутствует.

В третьем задании на формирование читательской грамотности, было предложено сделать записи об особняке под заголовками: тип, внутри (комнаты), снаружи, особенности (используя вторую гиперссылку).

3. Look through the text about a detached house. Make notes about detached house under the headings: type, inside (rooms), outside, special features.

Сделайте записи об особняке под заголовками: тип, внутри (комнаты), снаружи, особенности.

Тype: detached house

Inside (rooms):

Outside:

Special features:

Шкала оценивания следующая:

3 балла – если дана полная информация с лексической и грамматической точки;

2 балла - информация дана частично и без лексических и грамматических ошибок;

1 балл – информация дана частично и имеются лексические и грамматические ошибки.

0 баллов - ответ отсутствует.

Использование на уроках английского языка различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.

Библиографический список

1. Воронина, К. В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка: Молодой ученый. № 5. 2020.

2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла/под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.

3. М.С. Керре Что такое функциональная грамотность? Институт непрерывного образования МГПУ [Электронный ресурс]. URL https://ino.mgpu.ru/notes/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost/.
2023