Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В программе появились такие изменения и дополнения, как культурные практики. Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. В МАДОУ№35 мы организуем краткосрочные образовательные практики технической направленности (КОП). Построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, т. е. становится субъектом образования, через поддержку инициативы ребенка в различных видах деятельности.
Первым шагом в организации Краткосрочных образовательных практик направления в ДОУ стала разработка вариативной части нашей образовательной программы.
На педсовете мы рассмотрели вопросы:
ü Что такое КОП?
ü Направления КОП?
ü Для чего нужны КОП?
ü Как планировать КОП?
КОП технической направленности в ДОУ – это методика, по которой дети обучаются различным видам конструирования. Чаще всего материалами выступают конструктор, природный и бросовый материал, бумага, картон, счетные палочки. Перед тем как начать работу по практике, педагог должен составить технологическую карту КОП технической направленности. Составляется она очень просто. Для начала выбирается название КОП, например «Фруктовый корабль». Указывается возраст детей, продолжительность практики, ее задачи, цели. Используемые ресурсы и желаемый результат тоже вносятся в карту. Последнее, что необходимо указать, какие ключевые компетентности будут сформированы у детей в ходе КОП технической направленности в ДОУ.
В МАДОУ №35 созданы материально-технические условия обеспечения КОП технической направленности. Для моделирования используем, конструкторы разного вида, которые являются мотивацией детей на практике:
- Кубики (пластмассовые, деревянные, тканевые). Являются самым первым материалом для конструирования.
- Строительные наборы (брусочки, арки, конусы). Эти наборы сделаны из дерева или пластмассы. Деревянные строительные детали могут быть окрашенными или нет.
- Напольный конструктор, который состоит из больших и маленьких деталей (Рисунок 1 и 2). Помимо строительных пластмассовых блоков, такие конструкторы содержат и тематические детали – фигурки животных и людей.
- Блочные конструкторы (геометрические фигуры разного размера).
- Конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые). Например, металлические конструкторы нашего детства – с плоскими деталями с отверстиями, с винтиками и шайбочками.
- Магнитные (пластины различной формы или палочки с шариками). - Конструкторы «Тико» и «Лего» не только помогают развить цветовое восприятие, логику и пространственное воображение, но и активизирует цепкость пальцев. Конструктор «Лего» не надоедает ребенку, ведь с его помощью можно создать тысячи различных поделок. Такое разнообразие очень ценят дошкольники.
- Нетрадиционный и бросовый материал (природный материал, песок, губки, шерсть и т.д.).
Целесообразно КОП организуемые в МАДОУ №35 разделить на две составляющие, а именно:
· Детские краткосрочные образовательные практики - ориентированы на детей;
· Семейные краткосрочные образовательные практики - ориентированы на детей и их родителей.
Процедура ознакомления родителей с КОП состоит из наглядной агитации (объявления, плакаты, информация на сайте ДОУ, буклеты, листовки, родительские собрания вначале квартала) Наблюдая за детьми, убедились, что с помощью конструктора и разнообразных материалов можно собирать настоящие шедевры. КОП технической направленности увлекает, развивает мелкую моторику, пространственное и абстрактное мышление, творческое воображение ребенка, знакомит с объемными фигурами, азами арифметики и геометрии. И самое главное, дети учатся самостоятельно и осознанно делать выбор своей деятельности, что позволяет им с пользой и удовольствием проводить время.
Библиографический список.
1. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013.2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / М: ТЦ Сфера, 2005.
3. Лыкова И. А. «Конструирование в детском саду. Умные пальчики»т/ ИД Цветной мир, 2015.
4.Поддьяков Н.Н.Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2009.
5. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду». / Сфера, 2018.
Рисунок 1 КОП из напольного конструктора.
Рисунок 2 КОП из напольного конструктора.
Рисунок 3. КОП на прогулке из строительных наборов.
Рисунок 4. КОП из конструктора «Лего»
Рисунок 5. КОП из конструктора «Лего»
Рисунок 6. КОП из конструктора «Лего»