В настоящее время в условиях реформы школьного образования необходим тщательный учет всех возможностей детей в овладении знаниями, совершенствование программных требований и методов обучения в детском саду. Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений, способствует расширению представлений о свойствах предметов, развитию навыков дифференцировать эти свойства, выделять их из множества других. В детском саду изучаются такие величины, как длина (ширина, высота), масса, объем, площадь, время. Измерительная деятельность вводится в подготовительной к школе группе. Однако опыт педагогической работы, результаты научных исследований показывают, что это содержание вполне доступно детям старшей, а отчасти и средней группы. Формирование у детей дошкольного возраста понятий о величине создаёт чувственную основу для ее дальнейшего освоения как математического понятия. Данной цели предназначено и овладение элементарными способами измерительной деятельности, которые влияют на умственное и математическое развитие дошкольника. Измерение – один из видов математической деятельности. С помощью измерения определяется непрерывная величина: масса, объем, протяженность. В истории развития человеческого общества счет и измерение были, конечно, самыми первыми видами математической деятельности, тесно связанными с элементарными потребностями человека, и прежде всего с определением площадей земельных участков, вместимости сосудов и др. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни. Чтобы обучение дошкольников навыкам измерительной деятельности проходило интересно, целесообразно использовать сказочный материал. Сказки –наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве…» как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет развивает воображение, а это почва, на которой растет и достигает совершенства воображение будущего художника, ученого, изобретателя. Детям нравится оптимизм сказок, образность сказок облегчает их восприятие, забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач. К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются для развития детей. На телевидении транслируется большинство иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям. Мир детства невозможно представить без сказки. Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка, ни любая творческая деятельность. Дети любят решать задачки. В задачках дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, действиями сложения и вычитания, учатся анализировать, рассуждать, выполнять умственные операции, доказывать. Задачки-сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат их воображать, фантазировать. Слушая задачку, ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренирует внимание, умение дослушать до конца, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в конце. Вопросы в задачках разные, касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, качестве, величине, пространстве и времени. Тематика в задачках самая разнообразная: цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, грибы, одежда, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и, конечно же, сказочные герои. Именно такой подход позволяет расширить представления детей об окружающем мире. Слушая такие задачки-сказки, решая их, дети проявляют к ним большой интерес, пробуют самостоятельно сочинять аналогичные, а главное – понимать, что считать можно всегда, везде и всё, что нас окружает. Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть – это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Например, в русской народной сказке «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере и т.д. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, малыш легко запомнит количественный счёт до 10.В сказке Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» также можно произвести расчёты по измерительной деятельности. Средний рост лилипутов был около 15 сантиметров (меньше шести дюймов). Когда Гулливер лежал на земле, то лилипуты измерили его рост и получилось, что он один метр восемьдесят сантиметров (было соотношение 12:1). На этом основании лилипуты определили объём выделяемой Гулливеру провизии. В известной сказке Григория Остера "Тридцать восемь попугаев", по которой снят замечательный одноименный мультипликационный фильм, дети вместе с героями в увлекательной форме закрепляют практические навыки измерения длины с помощью условной мерки. Детям предлагается поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя приём «вхождения в сказку». Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению трудного математического материала. Присутствие сказочного героя придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению как математических понятий, так и литературного материала. Например, на страничке изображены герои сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит». Дети отгадывают, в какую сказку попали. Из-за ширмы появляется Доктор Айболит (это может быть кукла или воспитатель, переодетый в доктора). Детям предлагается игровая проблемная ситуация. Доктор Айболит разбил очки и не может сам раздать больным лекарство в соответствии с выписанным рецептом. На коробочках из-под лекарства написаны примеры, у больных зверей (это игрушки) – рецепты, на которых написаны цифры – ответы к примерам. Дети решают примеры и помогают вылечить больных зверей. Писатели в своих произведениях часто используют старинные меры длины. Так, например, Конёк – горбунок, который в сказке был «…ростом только три вершка, на спине с двумя горбами да аршинными ушами». «..Вот конек по косогору поднялся на эту гору, версту, другую пробежал»»; сказка «Дюймовочка»(Г. Х. Андерсена), в которой главная героиня была ростом в 1 дюйм, т.е. всего 2,54 см и другие. Как наглядно и интересно можно объяснить детям о старинных мерах? Вначале педагог рассказывает детям о том, чем раньше измеряли что-либо. Можно зачитать стихотворение о мерах величины. Не имели наши предки Ни линейки, ни рулетки. Но могли предмет любой Измерять самим собой. Ткани мерили локтями, Землю мерили лаптями, И имели пальцев пять – Щели в доме измерять. В общем, жили не тужили, Не хлебали лаптем щей… И всему на свете были Люди – мерою вещей! Затем воспитатель подбирает произведение, на основе содержания которого можно развернуть детское исследование. Произведение должно быть интересным (сюжет с загадкой, интригой, разгадкой тайны, исправления чьей-то ошибки и т. п.); соответствовать возрастным особенностям детей. Педагог читает литературное произведение. Затем чтение в определенном месте прерывается, и воспитатель организует обсуждение с детьми. Затем подводит их к практической проверке их гипотез - к опытам, к наблюдениям или к мысленному эксперименту. Дети проводят исследование (опыт, наблюдение), обсуждается результат, воспитатель дочитывает произведение. Детям очень нравится узнавать длины предметов. Объяснить и наглядно показать какого размера та или иная условная мерка. Выбрать объекты измерения и измерить их этими условными мерками. Продемонстрировать, как пользоваться условной меркой. Например, измерить длину и ширину стола в ладонях, локтях, длину ковра шагами и т.д. Также существуют специально созданные сказки математического содержания, позволяющие решить дидактическую задачу. Эффективность данного метода обучения объясняется тем, что он максимально приближен к игре, вызывает эмоциональный отклик у детей, что определяет успешное запоминание материала и увлеченность учебной деятельностью, которая зачастую не может быть вызвана исключительно изучением теоретических сведений, изобилующих терминами, непонятными и неинтересными дошкольнику. Преобразовав научные сведения и классификации в сказочные образы и сюжеты, педагог может добиться как развития познавательной активности ребёнка, так и развития его творческих способностей и личности в целом. Помимо этого, использование дидактических сказок позволяет объединить детей совместной увлекательной учебной деятельностью, что улучшает микроклимат в группе, стимулирует протекание мыслительных процессов. Дидактическая сказка эффективна и в воспитательных целях: через конфликтные ситуации между героями учениками осмысливаются этические нормы, нравственные ценности и идеалы. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сказки один из самых интересных для детей видов творчества, и в то же время -это важное средство математического развития. Казалось бы, сказка и математика - понятия несовместимые. Но сказочные задачи усиливают интерес к математике. Сказка – уникальное средство для обучения ребенка. Это метафора, поняв которую, ребёнок сможет применять общее правило в разных ситуациях. Где есть сказка, всегда царит хорошее настроение, а это - залог продуктивной работы.
Список литературы
1.Александрова Л.С Методические приёмы организации измерительной деятельности старших дошкольников [Текст]Александрова Л.С//Образовательная социальная сеть nsportal.ru Опубликовано 19.02.2020 № 3. - c. 2 – 3 2.Березина Р.Л. Обучение дошкольников элементам измерительной деятельности / Р.Л.Березина, Р.Л.Непомнящая. - Пермь, 2013.- 427 с. 3.Гит, А.С. Формирование представлений у дошкольников о величине / А.С. Гит. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 482-486. 4.Зимина Е.А. старинные меры длины и веса в русских народных сказках // старт в науке. – 2017. – № 1. -54 с. 5.Казакова А.В., Киричек К.А. Роль экспериментирования в формировании элементарных математических представлений у дошкольников // Психология, социология и педагогика. 2019- № 8.-67с. 6.Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет / Е.В. Колесникова, - М.: АКАЛИС, 1996. - 322 с.