Библиографическое описание:
Хмелева Л.В. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для 1класса отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у человека сами по себе.
Важную роль в этом процессе может сыграть программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры». Она направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относится к своему дому, своей семье, родному краю, стране, обычаям и традициям русского народа. Занятия, посвящённые природе, позволят расширить знания школьников об окружающем мире, экологических проблемах. Программой предусмотрено правовое образование учащихся.
Программа составлена в соответствии с:
· Конституцией Российской Федерации;
· Законом РФ «Об образовании»;
· концепцией патриотического воспитания граждан РФ;
· государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
· требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования;
· концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Описание ценностных ориентиров содержания
Цель комплексного учебного курса «Основы православной культуры» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного курса:
· знакомство обучающихся с основами православной культуры;
· развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
· обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
· развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
На освоение программы отводится - 33час;
Содержание
Тема 1. «Красота в нашем мире»
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
Тема 2. «Хранилище культуры».
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.
Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.
Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Тема 3.«Всегда живое»
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема 4.«Наша Родина»
Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.
Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. Поэты и художники России – о Москве. Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Народкак общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению. Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля». Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.
Тема 5. «Спаситель»
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Тема 6. «Семья»
Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.
Заключительный урок– 1 ч.
Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»). Православные традиции в своей семье. Православная тематика в детской литературе. Православная тематика в мультипликации.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты освоения внеурочного курса отражают: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения внеурочного курса отражаютовладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:воспринимать и формулировать суждения, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и дискуссии задавать вопросы по существу.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Основы православной культуры» отражают: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Учащийся получит возможность научиться: развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем программы
Кол-во часов
Форма проведения занятий
1
Красота в нашем мире
3
Беседа
Конкурс рисунков
2
Хранилища культуры
5
Беседа Виртуальные экскурсии
3
Всегда живое
6
Беседа
4
Наша Родина
10
Просмотр видео «Народы и культура нашей страны»
Беседа
5
Спаситель
3
Знакомство с детской Библией
6
Семья
6
Беседа
Конкурс рисунков «Моя семья»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
Библиографический список
1. А. В. Бородина –основы православной культуры: мы и наша культура: учебное пособие для 1 класса. Изд.3-е.- М.:Основы православной культуры. 2007 г.
2. Л. Л. Шевченко. Православная культура: учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев. Гимназий- М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2007г.
3. Электронные ресурсы:
http://www.svetoch-opk.ru/
https://azbyka.ru/
https://azbyka.ru/shemy/dobrodeteli.shtml
Хмелева Л.В. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для 1класса отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у человека сами по себе.
Важную роль в этом процессе может сыграть программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры». Она направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относится к своему дому, своей семье, родному краю, стране, обычаям и традициям русского народа. Занятия, посвящённые природе, позволят расширить знания школьников об окружающем мире, экологических проблемах. Программой предусмотрено правовое образование учащихся.
Программа составлена в соответствии с:
· Конституцией Российской Федерации;
· Законом РФ «Об образовании»;
· концепцией патриотического воспитания граждан РФ;
· государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
· требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования;
· концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Описание ценностных ориентиров содержания
Цель комплексного учебного курса «Основы православной культуры» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного курса:
· знакомство обучающихся с основами православной культуры;
· развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
· обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
· развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
На освоение программы отводится - 33час;
Содержание
Тема 1. «Красота в нашем мире»
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
Тема 2. «Хранилище культуры».
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.
Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.
Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Тема 3.«Всегда живое»
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема 4.«Наша Родина»
Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.
Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. Поэты и художники России – о Москве. Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Народкак общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению. Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля». Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.
Тема 5. «Спаситель»
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Тема 6. «Семья»
Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.
Заключительный урок– 1 ч.
Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»). Православные традиции в своей семье. Православная тематика в детской литературе. Православная тематика в мультипликации.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты освоения внеурочного курса отражают: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения внеурочного курса отражаютовладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:воспринимать и формулировать суждения, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и дискуссии задавать вопросы по существу.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Основы православной культуры» отражают: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Учащийся получит возможность научиться: развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем программы
Кол-во часов
Форма проведения занятий
1
Красота в нашем мире
3
Беседа
Конкурс рисунков
2
Хранилища культуры
5
Беседа Виртуальные экскурсии
3
Всегда живое
6
Беседа
4
Наша Родина
10
Просмотр видео «Народы и культура нашей страны»
Беседа
5
Спаситель
3
Знакомство с детской Библией
6
Семья
6
Беседа
Конкурс рисунков «Моя семья»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
Библиографический список
1. А. В. Бородина –основы православной культуры: мы и наша культура: учебное пособие для 1 класса. Изд.3-е.- М.:Основы православной культуры. 2007 г.
2. Л. Л. Шевченко. Православная культура: учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев. Гимназий- М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2007г.
3. Электронные ресурсы:
http://www.svetoch-opk.ru/
https://azbyka.ru/
https://azbyka.ru/shemy/dobrodeteli.shtml