НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Муха Л.В. Мастер-класс на тему: детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников «Путешествие утёнка»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf



Цель: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность;
- представить участникам мастер-класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Оборудование и материалы: ИКТ, на каждого участника: 4 стакана, ложка, яйцо сырое, виноградинка или маленький шарик пластилина, газированная вода, негазированная вода, солёная вода, бумажные заготовки цветка,  карандаш,  булавка,  магнит.

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас в стенах нашего детского сада на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». И предлагаю вам начать нашу встречу со словесной игры «ДА - НЕТ».
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
ФГОС ДО требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития.
В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает всё сам.
Итак, уважаемые коллеги, приглашаю желающих занять места за столами, и посмотрим на волшебный мир экспериментирования глазами детей.
Я предлагаю Вам окунуться в мир детства и сказки. Почему сказки?
Так как нельзя без сказки нам прожить друзья!
Ведь со сказкой проще верить в чудеса!
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь!
В маленькое сердце, дверцу распахнуть!
Начинаем наше путешествие.
На птичьем дворе жил очень любопытный утёнок. Однажды ему захотелось узнать, что же происходит за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг утёнок заметил красивых насекомых. Ему захотелось рассмотреть их поближе.
Опыт №1.
Поместите насекомых в емкость. На горлышко нашей емкости натяните, пищевую пленку и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и налейте в него воды. Что вы видите? Почему это произошло? (Предположения педагогов).
Вывод: Если на насекомых смотреть через воду, сквозь пищевую пленку, то мы получаем эффект увеличительного стекла.
Продолжаем путешествие по сказке…
На берегу озера утёнок заметил качающуюся на волнах небольшую лодочку. Ему очень захотелось поплавать на ней, но он испугался, что лодочка может утонуть? А как думаете Вы? (Предположения педагогов).
Гипотеза: Соленая вода имеет большую плотность. И сейчас мы это проверим в следующем эксперименте.
Опыт №2.
Коллеги, перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, опустите сырое яйцо, при помощи ложки, в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему яйцо плавает?
Вывод: соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. Поэтому лодка не тонет.
Сказка продолжается…
Продолжая своё путешествие, утёнок увидел, что на поверхности воды то появлялись, то снова пропадали маленькие рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 3
Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Вывод: у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает. По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка.
Сказка продолжается…
Солнышко уже начало всходить, и утенок, увидел, как на поверхности воды распускаются прекрасные цветы. Какие это были цветы? (Кувшинки). Почему они распускаются? (Предположения педагогов). Давайте проверим.
Опыт № 4.
На столах у Вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на Ваших глазах лепестки цветов распускаются.
Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт № 5.
Утёнок, качаясь на лодочке, не заметил, как обронил булавочки в воду. А он так хотел их Вам подарить, уважаемые коллеги. Как мы можем достать их, не замочив руки? (Предположения педагогов). Ваши способы очень интересные, а я предлагаю Вам магниты (Пробуют достать булавочки магнитом). Молодцы, все справились с заданиями!
Проведение опытов и экспериментов, как мы сегодня убедились, один из эффективных путей воспитания дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». И мы желаем, чтобы детские «как» и «почему» не исчезали из вашей педагогической деятельности, а встречались как можно чаще, вдохновляя вас на новые идеи, творческие замыслы.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал» (В.А.Сухомлинский).
Потому что «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам» (Ральф У. Эмерсон).
В завершении нашей встречи примите, пожалуйста, булавочки от утёнка и «прикрепите» на них своё мастерство, творчество, удачу!
Спасибо всем за работу!








2022