НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чижикова Е.А., Петрикова Е.Ю., Трофимова Н.Н., Коробейникова Е.Н. Дидактическая игра. Ознакомление дошкольников с профессиями средствами дидактической игры

Библиографическое описание:

Чижикова Е.А., Петрикова Е.Ю., Трофимова Н.Н., Коробейникова Е.Н. Дидактическая игра. Ознакомление дошкольников с профессиями средствами дидактической игры // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

Проблема формирования знаний детей о профессиях актуальна для детей старшего дошкольного возраста, ведь именно в этот период расширяется их представление об окружающем мире, обогащается жизненный опыт. Изучением данного воспроса занимались такие ученые: В.А. Сухомлинский, В.И. Логинова, Н.М. Крылова [4], Т.А. Виноградова [3], Н.А. Ваганова, Г.М.Година, О.В. Запорожец, А.Н. Белоус, Д.Б. Эльконин [6], В.П. Кондрашов, Т. В. Потапова [5] и др.

Главным средством решения этих задач является дидактическая игра. Формирование уважения к трудящимся, интерес к труду и готовность принимать в нем участие самому вызывает именно она.

Целью нашей работы являлись изучение и анализ влияния дидактической игры на формирование представлений о профессиях детей 5-го года жизни.

Опытно-практическое исследование влияния дидактических игр на формирование представлений о профессиях проходило в три этапа:

Первый этап был направлен на изучение показателей знания детей о профессиях.

Второй этап предусматривал работу над формированием знаний детей о профессиях средствами дидактической игры.

Третий этап был направлен на оценку эффективности использования дидактических игр по изучению профессий.

Опытно-практическое исследование проводился в средней группе ДРЦ № «Ягодки» ЮЗАО г. Москвы. В исследовании принимали участие дети 5-го года жизни. Всего в опытно-практическом исследовании участвовало 17 детей средней группы ДОУ. Рассмотрим ход и результаты каждого этапа в опытно-практическом исследовании

Целью констатирующего этапа исследования стало изучение первоначального уровня знаний детей дошкольного возраста о профессиях.

Для достижения этой цели нами были поставлены и решены такие задачи:

- подбор и изучение диагностик по теме,

- определение показателей сформированности представлений

- составление и анкетирование родителей, по формированию у детей знаний по теме «Профессии».

- изучение ПРС, связанной с темой «Профессии»;

определение уровня сформированности представлений.

- качественная и количественная обработка полученных данных.

Свое исследование мы начали с анализа предметно-развивающей среды. В ходе наблюдения мы выяснили, что для детей средней группы представлено мало предметов, игрушек, одежды, которые бы напоминали детям о той или иной профессии, могли бы служить наглядностью для них. Среди предметов по тематике мы обнаружили лишь игрушечный набор медика и столяра. Это говорит о том, что предметно-развивающая среда для ознакомления с профессиями очень мала, и ее нужно расширять, добавляя предметы по теме.

Исходя из требований к предметно-развивающей среде с точки зрения ФГОС ДО, отмечается отсутствие полифункциональных предметов, в том

Далее нами было проведено анкетирование родителей. В ходе него нами было выяснено, что:

- большинство родителей (13 человек) утверждают, что их дети знают 2-3 профессии взрослых;

- дети неохотно называют обязанности рабочих той или иной профессии, называя лишь одно слово, например, «лечит», «строит», «учит»;

- большинство детей (14 человек) знают лишь профессии своих родителей;

- 8 родителей из 18 не знает, кем хочет стать их ребенок в будущем;

- дома родителя уделяют мало внимания играм в профессии, с некоторыми детьми играют в игры по теме «Профессии» их старшие братья или сестры;

- все родители согласны на сотрудничество с ДОУ по формированию у детей знаний по теме «Профессии».

Далее нами была проведена диагностика уровня знаний детей по теме «Профессии». За основу диагностики мы взяли методические рекомендации по диагностике уровня знаний детей о профессиях В.И. Логиновой и Г.А. Урунтаевой. Диагностика проводилась в форме опроса и беседы с привлечением тематических карточек.

После опроса с детьми проводилась индивидуальная беседа. В ходе беседы мы предлагали детям карточки с изображением человека определенной профессии, и попросили рассказать о нем, его обязанностях и значении его труда.

Результаты опроса можем видеть в Таблице 1

Таблица 1.

Результаты проведения опроса детей по теме «Профессии»

Рисунок 1

Проведенный нами опрос (рис. 1) показывает, что большинство детей (88 %) знает лишь по две-три профессии. Большинство этих профессий – профессии их родителей, бабушек и дедушек.

Не все дети с легкостью отвечали об орудиях труда, называя лишь по одному орудию.

Только 12% дошкольников знают и могут назвать 4 и более профессий. Несмотря на это, большинство детей, 71% знают и называют орудия труда, и половина детей (53%) знают о процессе труда.

Данные, приведённые в Таблице 1, позволяют утверждать, что уровень знаний детей низкий. Дошкольники хорошо знакомы, в среднем не более чем с тремя профессиями, но даже в них располагают представлениями лишь об отдельных фактах, не имея целостной картины. Дошкольники несмело, преодолевая трудности, составляют рассказ по картинкам об определенной профессии. Часто путаются, ждут подсказки от взрослых. Поэтому мы разработали систему включения в развивающую деятельность дошкольников, касающуюся развития его понимания повседневной жизни и окружающих взрослых профессий.

Цель формирующего этапа исследования - формирование у детей знаний о профессиях, ценностного отношения к труду, понимания роли и значимости труда в жизни человека и общества в целом.

За основу мы взяли пять профессий, наиболее популярных и часто встречаемых детьми (педиатр, ветеринар, повар, воспитатель, пожарный).

Для реализации цели нами были поставлены и решены следующие задачи:

- Составление плана работы с родителями по улучшению знаний детей по теме «Профессии».

- Составление рекомендаций родителям

Далее мы провели работу с родителями воспитанников, в которую вошли:

- Ознакомление родителей с рекомендациями «Как знакомить детей с профессиями взрослых;

- Обсуждение за круглым столом «Как интересно рассказать о профессиях»;

- привлечение родителей к разработке наглядного материала для ознакомления детей с темой «Профессии»;

- разработка дидактических игр, связанных с профессиями (ветеринар, педиатр, пожарный, воспитатель, повар);

- обогащение предметно-развивающей среды пособиями, предметами, иллюстрациями по теме «Профессии»

Итак, вначале работы мы сформировали предметно-развивающую среду, которая помогла нам в дальнейшем расширить знания детей по теме «Профессии». В частности, мы:

- подобрали необходимую атрибутику для сюжетно-ролевых игр «Педиатр», «Пожарный», «Ветеринар», «Воспитатель», «Повар».

подобрали наглядный материал (карточки) по теме «Профессии»;

- приобрели костюмы медика, повара, пожарного.

- Обсуждение за круглым столом «Как интересно рассказать о профессиях»;

- привлечение родителей к разработке наглядного материала для ознакомления детей с темой «Профессии».

Далее нами была разработана серия дидактических игр, представленная в Таблице 2. Последовательность проведения игр соответствовала заявленной последовательности знакомства с вышеперечисленными профессиями.

Поставленные цели и задачи дидактических игр соответствовали программе обучения и воспитания «Образовательная программа "Детство" В.И. Логинова, Т.В. Бабаева» возрасту детей, индивидуальным возможностям детей.

Таблица 2.

Комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление детей

5-ого года жизни с профессиями

После применения дидактических игр в рамках формирования представлений о профессиях была проведена диагностика ответов повторного опроса детей и родителей по методике, которая была предложена в начале исследования.

На констатирующем этапе большинством детей было названо в среднем по 3 профессии взрослых. После проведенной работы детьми было названо по 7-9 профессий в среднем. Изменения в количестве названых профессий детьми можем понаблюдать в Таблице 3.

Таблица 3.

Сравнительная таблица констатирующего и контрольного этапов исследования

Также дети с большей уверенностью стали отвечать на вопросы об профессиональных обязанностях и орудиях труда. Так, вначале эксперимента с ответом об орудиях труда справилось 12 ребят, то к концу исследования с этим заданием справилось 15 ребят. На констатирующем этапе полный ответ об обязанностях представителей названых профессий смогли дать 9 детей, к концу эксперимента это число взросло до 16.

Увеличилось количество называемых детьми профессий.

В индивидуальной беседе с применениями карточек с изображением представителя отдельной профессии или орудием его труда, также выяснился прогресс.

Качественные и количественные изменения в знаниях своих детей о профессиях отметили также родители детей при повторном опросе по вопросам, которые мы задавали родителям и на констатирующем этапе. Так, анализ анкет позволил нам выяснить, что:

- большинство детей теперь знает по 7-9 профессий;

- дети без труда называют обязанности людей названных профессий;

- дети стали больше интересоваться профессиями родителей, начали говорить о том, кем хотят быть в дальнейшем;

- теперь родители чаще играют с детьми в игры на тему «Профессии».

Рисунок 2.

Результаты контрольного исследования (см. рис 2) дает нам право утверждать, что дидактическая игра, а также целенаправленная системная работа с детьми по формированию представлений детей о профессиях, может успешно повлиять на знания детей о профессиях взрослых. Результаты проведенного нами эксперимента выявили положительную динамику в представлениях детей о труде, что свидетельствует об актуальности применения дидактической игры в процессе формирования знаний детей о профессиях.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- одной из главных частей учебно-воспитательного процесса у дошкольников должно быть неотъемлемой частью формирование знаний о профессиях.

- проведенная опытно-экспериментальная работа показала эффективность методики формирования знаний у детей 5- го года жизни о профессиях- подбор и изучение диагностик по теме,

- определение показателей сформированности представлений

- составление и анкетирование родителей, по формированию у детей знаний по теме «Профессии».

- изучение ПРС, связанной с темой «Профессии»;

определение уровня сформированности представлений.

- качественная и количественная обработка полученных данных.

Библиографический список1. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // СПС Консультант Плюс [электронный ресурс].

2. Белоус А.Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, педагогов-психологов дошкольных учреждений / А.Н. Белоус. – М., 2002. – 212 с.

3. Виноградова Т.А. Образовательные проекты в детском саду. М., Айрис Пресс.2008. -190с.

4. Крылова Н.М. Лесенка успеха или три грани научно-методической системы детского сада / Н.М. Крылова. – «Дом радости», 2011. – 156 с.

5. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова. -М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.

6. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 2005. -116с.

7. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. - Москва: Просвещение, 1987. — 97 с.

8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001. – 336с.

9. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. - 1978.-№10.- с. 64-69.

10. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно- методическое пособие / Е. И. Шаламова. – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.

11. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. - М.: Гном, 2013. – 96 с.
2023