Актуальные вопросы дошкольного образования

Усеинова Н.Ф. Целевые ориентиры в познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Усеинова Н.Ф. Целевые ориентиры в познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.

Формирование личности дошкольника - процесс предельно сложный и многогранный. В нём участвует множество движущих сил, факторов, механизмов. Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом. В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц. Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей дошкольного возраста развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.

Для того, чтобы ребенок мог свободно выбирать и проявлять свою инициативу, он должен чувствовать себя в центре комфортно. Результатом познавательно-исследовательской деятельности, как показывает практика, являются знания, но знания, добытые самим ребенком. Дети способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое вызывают у детей особый интерес. Вопросы ребёнка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений.

Для того, чтобы он мог реализовать свое право на выбор, этот выбор должен быть ему предоставлен, т.е. в центр познавательно – исследовательской деятельности должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов (игрушек, материалов, видов деятельности). Для того, чтобы детям было интересно и они поступательно развивались, центр постоянно обновляется, изменчив вслед за изменением его интересов и образовательных потребностей.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания развития детей.

В данном центре обеспечивается игровая, познавательная, творческая активность детей, а также двигательная активность, развитие мелкой моторики. Оснащение центра конструирования способствует эмоциональному благополучию детей в группе, дает детям возможность для самовыражения. Все материалы соответствуют требованиям безопасности, надежности их использования.

В ФГОС ДО обозначены целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлением природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

- Ребенок способен к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности.

Литература:

1. Баталина Т.С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях / Т.С. Баталина // Дошкольная педагогика – 2012. – №1.

2. Венгер Л.А. Формирование познавательного отношения к учебной деятельности / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. 1989. – № 3.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина – М.: ТЦ «Сфера», 2002

4. Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста / О.В. Дыбина. – Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образования», 2002.
2024-03-06 08:50 2024