НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Куприяненко И.Б. "Доска достижений" как прием фиксаций индивидуальных спортивных достижений дошкольников

Библиографическое описание:
Куприяненко И.Б. "Доска достижений" как прием фиксаций индивидуальных спортивных достижений дошкольников // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.

Главный смысл деятельности образовательной организации в условиях ФГОС - создание каждому ребенку таких условий, при которых у него появляется возможность пережить радость своего личного успеха, осознания своих способностей, веры в себя. И, как итог, получить свою «порцию аплодисментов». Всё это приводит к появлению у ребенка чувства радости и гордости, удовлетворения достигнутыми результатами своей активности, т.е. состояния успеха. Оно в свою очередь, является катализатором новых потребностей в позитивном успехе, увеличивая стремление самореализовать себя в коллективе и окружающей социальной среде.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания, в восприятии себя как успешного члена общества или неудачника. Как обнаружили учёные, успешность не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причём уже с детского возраста, и становится относительно устойчивой в 5–6 лет. Для ребёнка этого возраста настолько значим успех, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований личности — уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания. Приобретённая потребность в достижении успеха в последующей жизни почти не меняется. Она оказывает весьма значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом. Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний и показывают низкий уровень тревожности. Такие дети развиваются быстрее по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.

В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых для него взрослых - родителей, воспитателей. На разных этапах психического развития дошкольник по-разному реагирует на оценку своей деятельности. Установлено, что в возрасте от 3-х до 5-и лет у ребёнка наблюдаются неспецифические реагирования, в 6-7 лет – специфические (переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха - ее понижению).

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мотивации достижения успеха, то есть, уверенности ребенка в том, что успех возможен, что он способен достичь желаемого результата. Человек с мотивацией достижения успеха будет проявлять настойчивость даже после нескольких неудач.

Одним из этапов занятия по физическому развитию является рефлексия (самоанализ). В рамках рефлексии детям очень нравится обсуждать, кто же сегодня лучше всех прыгал/бегал/кидал мяч и т.п. Детям важно, когда их ситуации успеха подмечают их одногруппники. При этом, необходимо отметить, что ребята не замечали тех, кто по тем или иным причинам не справился с заданиями инструктора по физической культуре, и ситуации неуспеха не были акцентированы в детском обсуждении.

Во время одного из занятий по физическому развитию дети подготовительной группы предложили такую идею, чтобы в конце занятия писать имена тех, кто сегодня был успешен в той или иной деятельности.

Так и появилась наша «Доска достижений». Во время утреннего круга инструктор по физической культуре совместно с воспитателем и детьми разработали макет «Доски». Она представляет собой разлинованную поверхность с именами детей, датами занятий и условными обозначениями активностей, которые и будут считаться детскими достижениями.

Мы обсудили с детьми, какие именно активности будут считаться ситуациями успеха. Были разработаны значки: «лучшему бегуну», «лучшему прыгуну», «за лучшую работу с мячом», «за лучшее выполнение упражнение с мячом», «за лучшее выполнение упражнений по лазанию», «победитель подвижной игры».

Следует отметить, что значок достижения можно получить не только за лучший результат, но и за максимальное старание и инициативу в выполнении упражнения.

Создание ситуации успеха способствует повышению мотивации у ребенка дошкольного возраста. Ребенок, видя свои зафиксированные достижения, в дальнейшем будет проявлять еще большую инициативу во время выполнения общеразвивающих упражнений на занятиях по физическому развитию.

«Доска достижений» является одним из элементов «говорящей» среды для помещения физкультурного зала. В ней отражен «голос» ребенка. Каждому ребенку очень нравится принимать участие в выборе лидеров занятия. И каждому хочется оказаться на месте лидера. В нашем детском саду «Доску достижений» заполняют в старшей и подготовительной группе. Предварительно дети (как уже было сказано выше) обсуждают, кто же сегодня какое упражнение выполнял лучше всех, кто больше всех старался, кто наиболее активно проявлял инициативу. Затем, лучшие крепят значки на липучках к «Доске достижений».

Наблюдения за детьми показывают наличие у старших дошкольников потребности «увидеть» свой успех. С его помощью удается расшевелить детей с низким уровнем инициативы, показать успехи «молчунов», вселить в них уверенность в себе, научить детей видеть трудности товарищей и помогать им.

Ценность «Доски достижений» мы видим в том, что в ней все достижения видны самому воспитаннику, они становятся предметом его гордости, служат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности.

Ведение «Доски достижений» позволяет ребенку достичь следующих результатов:

— он стремится активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач, уверен в своих силах;

— сознательно и добровольно руководит собственными действиями;

— ребенок стремится добиться результата и рассказать о нем товарищам и родителям;

— способен оказать помощь и принять её от другого, потому что совместное обсуждение планов и результатов учат детей чувствовать себя одним коллективом радоваться своим успехам и успехам окружающих;

— адекватно, критически оценивает конкретные результаты собственных действий, видя, результаты своих товарищей он видит к чему ему можно стремиться и чем он может им помочь.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления любых трудностей.

Библиографический список

1. Илюхина Ю.В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада?». Краснодар: Экоинвест, 2022. 251 с.

2. Шиян О.А. Современный детский сад. Каким он должен быть. М: Мозаика-Синтез, 2019, 301 с.

3. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. — М. Издательство «Национальное образование», 2019, 334 с.
2024