Актуальные вопросы начального общего образования

Дрозденко А. М., Василенко Ю. С. Роль нестандартных задач на уроках математики для развития логических универсальных учебных действий младших школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


В условиях реализации и осуществления требований ФГОС, у каждого учащегося должны формироваться две группы новых умений такие как, формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию; универсальные учебные действия, составляющих умения учиться. Уже на начальном этапе обучения учащиеся младших классов должны овладеть элементами логических действий, таких как сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез и др.
В системе начального общего образования присутствуют некоторые проблемы, связанные с развитием логических операций мышления, с установлением причинно-следственных связей, построением логической цепи рассуждений, выдвижением гипотез и их обоснованием. Детям трудно анализировать, обобщать, устанавливать связи между понятиями, отношениями, строить высказывания по аналогии, способами действий; решать задания, отличающихся от стандартных.
Логические универсальные учебные действия оказывают большое влияние на формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников и познавательное развитие в целом. Развитие логического мышления является важной задачей начального обучения, для успешного усвоения ребенком учебного материала и гармоничного развития личности. Поэтому важнейшей задачей для учителя начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая дала бы возможность детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать. Одним их действенных и эффективных способов развития логического мышления в начальной школе является использование на уроках математики различных задач, в первую очередь логических и нестандартных задач.
Понятие «нестандартная задача» используется многими методистами. Так, Ю. М. Колягин раскрывает это понятие следующим образом: «Под нестандартной понимается задача, при предъявлении которой учащиеся не знают заранее ни способа ее решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение»[3,с. 96].
Определение нестандартной задачи приведено также в книге «Как научиться решать задачи» авторов Л.М. Фридмана, Е.Н. Турецкого: «Нестандартные задачи - это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения»[5, с. 48].
Что может заставить ученика задуматься, начать размышлять над математическим заданием? Во всяком случае, не принуждение. Основным способом побуждения учащегося к мыслительному труду служит интерес, а его и вызывает решение нестандартных задач. Такие задачи не стесняют ученика строгими рамками одного решения. Они нацелены на поиск решения, а это требует творческой работы мышления, способствует его развитию, а также выработке устойчивого познавательного интереса у детей к процессу обучения.
Для развития логических операций не достаточно задач, которые имеются в учебниках математики. Особенность и отличие нестандартных задач от стандартных в том, что они в большей степени способствуют формированию мыслительных операций. Так, каждый тип нестандартных задач в большей либо меньшей степени формирует гибкость, вариативность, абстракцию мышления. Такие задачи учат младших школьников размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они: наблюдать, обобщать и делать выводы. Решение нестандартных задач активизирует деятельность учащихся, которые учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать, что способствует более прочному и сознательному усвоению знаний.
Не стоит путать нестандартные задачи с задачами повышенной сложности. Задачи повышенной сложности имеют такие условия, которые позволяют ученикам довольно легко выделить тот математический аппарат, который нужен для решения задачи по математике. Учитель лишь контролирует процесс закрепления знаний, предусмотренных программой обучения решением задач этого типа. А нестандартная задача, в свою очередь, предполагает наличие исследовательского характера.
Нестандартные задачи не должны иметь уже готовых, заученных детьми алгоритмов, должны быть доступны по содержанию всем учащимся, быть интересными по содержанию. Для решения нестандартных задач учащимся должно хватать знаний, усвоенных ими по программе. Нестандартные задачи, представленные в увлекательной форме, вносят эмоциональный момент в умственные занятия. Они требуют мобилизации всех накопленных знаний, приучают к поискам своеобразных, нешаблонных способов решения.
Обычно нестандартные задачи, используемые в школах, используются для самостоятельной работы или предлагаются во внеурочной деятельности, но, к сожалению, работа с ними не всегда дает положительные результаты. Причинами такого положения является отсутствие системы обучения младших школьников решению нестандартных задач.
Эффективность обучения младших школьников решению нестандартных и занимательных задач можно повысить следующими способами:
Во-первых, задачи следует вводить в процесс обучения систематически, наряду с рассмотрением задач, являющихся традиционными для начальной школы. Задачу можно включить в этап актуализации опорных знаний, где при решении задачи у детей возникнет интерес, и в дальнейших этапах урока учащиеся будут вовлечены в процесс деятельности. Также, нестандартные задачи можно использовать на этапе «первичного закрепления», когда решая задачу такого рода, у обучающиеся снижается нагрузка после основной части урока, и появляется интерес к решению данной задачи, так как она обладает элементами занимательности.
Во-вторых, необходимо давать детям возможность поиска собственных подходов к решению таких задач.
В-третьих, нужно помочь учащимся осознать существующие способы, приемы, общие подходы к решению нестандартных и занимательных задач
Всё вышесказанное говорит нам о том, что систематическое использование на уроках математики нестандартных и логических задач способствует развитию логических универсальных учебных действий. В свою очередь, развитие логических универсальных учебных действий дает возможность детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

Литература

1.       Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.
2.       Демидова, Т. Е. Содержательная линия «Занимательные и нестандартные задачи» в учебниках «Моя математика» /Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. Г. Рубин, А. П. Тонких // Начальная школа плюс до и после – 2005. – №9. С. 44–48.
3.       Колягин, Ю. М. Учись решать задачи / Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян – М.: Просвещение, 1980. 105 с.
4.       Левитас, Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в третьем классе / Г. Г. Левитас– М.: ИЛЕКСА, 2016. – 59 с.
5.       Фридман, Л. М. Как научиться решать задачи/ Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий. - М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
6.       
2021