Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Тихонова И.Г. Современные технологии инклюзивного образования в работе учителя начальных классов

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Число учащихся в начальной школе, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы достигло более 30 %.
Сегодня успешное функционирование образовательной школы становится немыслимым без квалифицированной дифференцированной коррекционно-развивающей работы.
Инклюзивное образование более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, детских садов, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
Я обнаружила плюсы в применении данной технологии в следующем:
1)       Создание в организациях образования специальных условиях обучения для детей с особыми образовательными потребностями (дети всех категорий- VII и VIII вид);
2)       Создание гибкой адаптивной образовательной среды (дети ЗПР учились и тянулись за успешными в учебе детьми);
3)       Подготовка педагогического и родительского коллективов к принятию в класс таких детей и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей;
4)       Формирование в классе навыков толерантности т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения (не видели в этих детях «инопланетян»).
Ну и,конечно, имеются и минусы:
1)       Несоответствие учебных планов;
2)       Отсутствие специальной подготовки педагогическосго коллектива, незнание основ коррекционной и специальной психологии.
Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы. Каждый учитель понимает, что для качественной результативной работы в новых условиях от него потребуется, прежде всего, овладение новыми образовательными технологиями.
Технологии, индивидуализирующие образовательный процесс
Широкие возможности для индивидуализации обучения представляет самостоятельная работа, которая проходит в индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется за счет того, что учащимся даются задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей.
Составляя сценарий урока, нужно помнить и понимать следующее:
учитель создает условия для того, чтобы ученик в этих условиях мог поставить цели, сформулировать задачи, определить способы решения учебных задач, смог оценить результаты своих учебных действий. Такой процесс индивидуализации важен как для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и для его нормативно развивающихся сверстников. Принцип индивидуализации позволяет создать равные возможности для всех учеников класса, тем самым реализуется инклюзивный подход на практике.
При организации индивидуальной работы на уроке - выполнения задания на карточке, индивидуального задания в тетради - необходимо учитывать желание ребенка с ЗПР «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Если учитель дает карточку только одному ученику, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы. Ребенок с ЗПР будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе. Формированию положительной учебной мотивации способствует и выполнение индивидуальных заданий по выбору, когда ребенок сам определяет их сложность и объем.
Д. Митчелл выделяет взаимное (парное) обучение как одну из ведущих технологий инклюзивного образования в школе - это ситуация, когда один ученик учит другого под наблю­дением учителя. Обычно более успешный ученик учит менее успевающего учащегося.
Ученики с ЗПР также могут выступать в роли обучающих, что значительно повышает са­мооценку, особенно если они работают с младшими детьми. Технология взаимного обучения основана на предположении, что дети могут многому научиться друг у друга.
Взаимное обучение полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний. На этапе первоначального обучения используется редко. Эта технология является дополнительной по отношению к другим методам обучения.
Включение ребенка с ЗПР, VIII в групповую работу носит постепенный и последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе будет ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций и т.д. Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и на внеклассных, общешкольных мероприятиях, постепенно приводя к изменению уклада в школьном коллективе
На первых порах при организации работы в группах можно использовать работу с распределением функций - когда каждый ребенок вносит свой вклад в общий результат, выполняя свое задание. При этом ребенку с трудностями в обучении можно предложить вспомогательные материалы (например, если нужно составить предложение, ребенок пользуется заранее заготовленными словами-карточками, которые следует расположить в нужной последовательности, при решении задачи - готовой краткой записью условия).
Организация работы в группе с распределением ролей также предполагает полную включенность ребенка на основе понимания его возможностей (например, он может проверять расчеты с использованием калькулятора, подбирать необходимый наглядный материал - картинки, схемы, иллюстрирующие содержание задания). Как правило, продуктивной является такая работа, при которой ученики выбирают роль учителя по отношению к одному или группе других детей. При этом у учащихся, играющих роль учителя, формируются умения самообучения, контроля и оценки, что в свою очередь является условием развития в учебной деятельности школьника. В то же время ребенок, исполняющий роль ученика, в процессе совместной работы со сверстником усваивает необходимый учебный материал и приобретает опыт преодоления трудностей. При этом работа над преодолением чужих трудностей помогает понять собственные проблемы. В такой ситуации выигрывают оба ученика.
Социоигровые технологии
Социоигровые технологии содержат дидактические игры, сконструированные на основе театральных упражнений, дворовых и обучающих игр, которые не только развивают внимание, волю, память, речь, сообразительность, координацию движений и прочее, но и фор­мируют навыки делового взаимодействия одноклассников друг с другом и с обучающим их педагогом, что особенно важно в условиях инклюзивного образования.
С помощью социоигровых технологий:
·      в игровой форме осваивается образовательная программа;
·      осваиваются правила поведения и роли в социальной группе класса (мини-модели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;
·      рассматриваются возможности самих групп, коллективов — чего можно добиться с помощью коллективной работы;
·      приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
·      накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
Интерактивные технологии в инклюзивном образовании
Интерактивные технологии позволяют:
·          наладить контакт детей в группе, а также со взрослым;
·          незаметно и ненавязчиво вмешиваться преподавателю в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна ребенку и воспринимается им объективно;
·          в работе в группе создать различные проблемные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно попробовать различные варианты.
Кроме того, ИКТ позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.

Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе

Вместе с педагогом-психологом учитель продумывает такую стратегию работы со всем классом, при которой дети учатся оценивать не только результат, качество продукта учения, а процесс - степень прилагаемых усилий, активность, меру участия в групповой работе, рост «над самим собой».
В случае обучения и оценивания результатов деятельности ученика с особенностями развития учителю необходимо использовать такие формы и приемы, которые соответствуют возможностям ребенка, являются условием для сохранения его физического и психического здоровья, эмоционального равновесия.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
В эти годы, я начала свою педагогическую деятельность и пришла работать в поселковую школу, в которой было всего по две параллели в каждом классе.
В классе было 20 учеников: 11 мальчиков, 9 девочек. Из них два ребёнка (девочка и мальчик) имели диагноз ЗПР и девочка со стойким нарушением познавательной деятельности. Все эти дети учились на общих основаниях по общеобразовательной программе. Могу сказать, что дети с диагнозом ЗПР программу, осваивали вполне удовлетворительно, приходилось конечно, оставаться после уроков, заниматься с ними дополнительно, а самое главное следить за их здоровьем (постоянно консультироваться с родителями, давать вовремя нужные лекарства). Дети с нормальным развитием хорошо относились к этим ученикам: играли с ними на переменах, дружили и помогали в учебе.
Инклюзивный подход делает акцент не просто на равных возможностях в получении образования, а «настаивает» на возможности для всех учиться вместе. В связи с этим разрабатываются разнообразные технологии, которые помогают детям с ЗПР почувствовать себя полноценными членами общества и успешно пройти адаптационный период, а обычным учащимся воспитывать с себе толерантное отношение к детям и принимать людей такими, какие они есть.
badmaseseg@mail.ru +79141273047 Бадмаева Цыцык Бадмажаповна
2018