Волоканова В.Ю. Рефлексия – обязательный этап современного урока в условиях ФГОС
Библиографическое описание:
Волоканова В.Ю. Рефлексия – обязательный этап современного урока в условиях ФГОС // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
Если с остальными этапами урока более или менее ясно, то на этапе рефлексии все же возникают сложности у учителя. Вроде бы слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия – это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных смайликов, листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно вешают на доску в конце урока. Иногда учитель просто спрашивает, понравился урок или нет. Все ученики дружно кричат – Да – и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему, рефлексия была, оценку уроку поставили. В поурочном плане этап назвали красивым словом – Рефлексия. И никаких претензий. Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, видеть, что пошло хорошо, а что ещё следует доработать. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. В нашей школе было проведено анкетирование учителей. После обработки результатов выяснилось, что 100 процентов опрошенных знают, что такое рефлексия, 85 процентов учителей иногда используют её, в основном в конце урока. Хотя о полезности её 90 процентов учителей говорят, что считают её очень полезным способом мотивации и оценивания. И всего 4 процента учителей не совсем понимают, зачем этот этап нужен на уроке и тем более, как его проводить.
Рефлексия – это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании – это «разговор с самим собой».
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнивать способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
· рефлексия настроения и эмоционального состояния;
· рефлексия деятельности;
· рефлексия содержания учебного материала.
А ещё целесообразно проводить урок – рефлексию. Он будет отличаться от традиционного урока тем, что в нём объединяются сразу несколько привычных всем уроков (Контроль знаний, урок – повтор, урок – обобщение, урок - закрепление). Главное отличие – ученик должен самостоятельно находить трудные места, сам оценивать, какой именно вид работы у него получается, и сам решить, что необходимо предпринять, чтобы разрешить ту или иную проблему.
Одна из основных проблем, с которой приходиться сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. Поэтому обучать рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведённом уроке или совей деятельности. Каждый учитель способен разработать свою рефлексивную методику. При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать: возрастные особенности учащихся и состав класса; особенности предмета; тип урока.
Современный школьный урок – это часть жизни ребёнка и, в то же время, это урок жизни для него. Эта сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нём, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В профессии учителя нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.
Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Библиографический список
1. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: Монография / С.Г. Ворощиков, Е.В. Орлова – М.: МПГУ, 2012.
2. Давыдов, В. В., Слободчиков, В. И., Цуккерман, Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992. — №3-4.
3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.