Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Столярова А.Л., Туманова А.К. Учебно-методическое пособие «Система игр и упражнений для развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (с учетом лексической темы)»

Библиографическое описание:
Столярова А.Л., Туманова А.К. Учебно-методическое пособие «Система игр и упражнений для развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (с учетом лексической темы) » // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: у них нарушено звукопроизношение, словарный запас отстаёт от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объёме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развёрнутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико-грамматического строя речи.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделить некоторые особенности в нарушении лексико-грамматических конструкций. У этих детей выявляются затруднения как в выборе лексико-грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Нарушения лексико-грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование.

Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. занятия, то можно добиться значительных результатов. Необходимо указать, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

Поэтому с целью практического усвоения, конкретизации и автоматизации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР грамматических закономерностей и обобщений нами было разработано учебно-методическое пособие «Система игр и упражнений для развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (с учётом лексической темы) ».

Задачи учебно-методического пособия:

· расширять и активизировать словарь детей;

· учить детей согласовывать существительные с глаголами в роде, числе;

· учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе;

· учить понимать значение притяжательных местоимений;

· учить изменять существительные по падежам;

· учить детей составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

· приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

· учить следовать требованиям и правилам игры;

· развивать игровую деятельность детей.

Учебно-методическое пособие «Система игр и упражнений для развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (с учётом лексической темы) » адресовано учителям-логопедам, педагогам дошкольных образовательных учреждений и может быть рекомендован родителям, интересующимся вопросами развития детей дошкольного возраста. Данные игры подходят как для совместной игровой деятельности с детьми с общим недоразвитием речи, так и для самостоятельной деятельности.

Эффективность данных коррекционных игр и упражнений зависит от соблюдения следующих условий:

· систематическое проведение занятий;

· размещение игр и упражнений в порядке нарастающей сложности;

· подчинённость заданий выбранной теме;

· вариативность упражнений;

· развитие и воспитание внимания.

Картотека игр

Электровикторина «Чей? Чья? Чьи?»

Цель: Образование и правильное использование притяжательных прилагательных.

Описание игры: Логопед просит найти в правом ряду животное, а в левом ряду – его часть тела (уши, хвост, морду, лапы) и правильно образовать притяжательное прилагательное.

«Теремок»

Цель: Обучение пониманию и правильному употреблению предложных конструкций над, под, между.

Описание игры: Сначала логопед просит угадать про какое дикое животное он говорит. (Например: Этот зверь живёт между зайцем и лягушкой. Этот зверь живёт под медведем.) А затем просит детей аналогично загадывать загадки про животных.

«У кого кто?»

Цель: Обучение использованию в речи существительных – названий детёнышей животных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят.

Описание игры: Детям предлагаются карточки с изображением взрослого животного и его одного и нескольких детёнышей. Ребёнку предлагается верно назвать одного и нескольких детёнышей, правильно образуя существительные при помощи cуффиксов -онок, -ёнок, -ат, -ят.

Лото «Один – много» (по всем лексическим темам)

Цель: Образование формы множественного числа существительных.

Описание игры: Каждый ребёнок получает карточку, разделённую на 4 части. В двух левых частях нарисовано по одному кружку, а в двух частях, расположенных справа – по несколько кружков. Детям предлагается положить на левые части карточки картинки с изображением одного предмета, а на правые части картинки с изображением нескольких таких предметов. Затем дети называют пары слов, верно образуя форму множественного числа существительного.

«Назови ласково» (по всем лексическим темам)

Цель: Образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Описание игры: Детям выдаются карточки с изображёнными на ней предметами двух размеров (большой предмет и такой же маленький). Ребёнок должен назвать пару слов, верно образуя существительное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.

«Весёлый поезд» (по всем лексическим темам)

Цель: Образование и использование формы множественного числа существительных.

Описание игры: Логопед раздаёт детям картинки с изображением одного и нескольких предметов. Нужно в вагон, обозначенный карточкой с одной точкой ставить картинки с изображением одного предмета, а в вагон, обозначенный карточкой с несколькими точками ставить картинки с изображением нескольких предметов. Затем картинки называются попарно.

«Сосчитай» - вариант 1 (по всем лексическим темам)

Цель: Обучение правильному согласованию числительных 2 и 5 с существительными мужского и женского рода.

Описание игры: Детям выдаются карточки, где предметы изображены в количестве 1, 2, 5 штук. Дети называют, что изображено на карточках, правильно согласовывая числительное с существительным.

«Сосчитай» - вариант 2 (по всем лексическим темам)

Цель: Обучение правильному согласованию числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Описание игры: Детям выдаются карточки, где предметы изображены в количестве 1, 2, 5 штук. Дети называют, что изображено на карточках, правильно согласовывая числительное с существительным. Затем дети отвечают на вопросы логопеда, верно употребляя падежные окончания числительных и существительных. (Например:- Посчитай, сколько бабочек на поляне? (Им.п.) – На поляне одна бабочка, две бабочки, пять бабочек.

-Для кого на поляне цветы? (Род.п.) – Для одной бабочки, для двух бабочек, для пяти бабочек.

-Кому ты обрадовался? (Дат.п.) – Я обрадовался одной бабочке, двум бабочкам, пяти бабочкам. И т.д.

«Куда поселим?» (по всем лексическим темам)

Цель: Образование и использование формы множественного числа существительных.

Описание игры: Детям раздаются картинки с изображением одного или нескольких предметов. Логопед объясняет, что на этаж, обозначенный карточкой с одной точкой нужно поселить картинки с изображением одного предмета, а на этаж, обозначенный карточкой с несколькими точками нужно поселить картинки с изображением нескольких предметов. Затем картинки называются парами, верно используя форму множественного числа существительного.

«Волшебное окошко» (по всем лексическим темам) (вариант 1 и 2)

Цель:1.Обучение правильному согласованию числительных с существительными мужского и женского рода. 2.Обучение правильному согласованию числительных с существительными.

Описание игры: Детям предлагается карточка с изображением предмета и двигающейся лентой с цифрами 1,2,5. Ребёнок должен верно согласовать числительное с существительным, передвигая ленту с цифрами.

«Разноцветные игрушки», «Разноцветная одежда»

Цель: Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Описание игры: Детям предлагается выбрать из стопки карточек на столе все предметы определённого цвета (игрушки или одежду) и верно назвать их, согласуя прилагательное, обозначающее цвет, с существительным.

«Найди маленький фрукт» (вариант 1и 2)

Цель: Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Описание игры: Логопед показывает картинку с изображением фруктов большого и маленького размера и просит называть их попарно, образуя существительное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.

Цель: Учить образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Описание игры: Логопед показывает картинку с изображением фруктов большого и маленького размера и просит называть их попарно, образуя существительное и прилагательное с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

«Разноцветные корзинки» (вариант 1 и 2)

Цель: Обучение согласованию прилагательных с существительными в падеже.

Описание игры: Детям выдаются корзинки красного, жёлтого, зелёного и оранжевого цветов и предлагается «собрать» в них урожай овощей и фруктов соответствующего цвета, правильно согласуя прилагательное с существительным.

Цель: Обучение согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Описание игры: Детям выдаются корзинки красного, жёлтого, зелёного и оранжевого цветов и предлагается «собрать» в них урожай овощей и фруктов соответствующего цвета, правильно согласуя прилагательное с существительным в роде, числе, падеже. (Я положу в красную корзинку красный помидор, красную грушу, красное яблоко).

«Электровикторина»

Цель: Образование и правильное употребление относительных прилагательных.

Описание игры: Логопед просит найти в правом ряду дерево, которое он называет, а в левом ряду – картинку с листом, который слетел с этого дерева. Дети должны верно назвать лист, образуя относительное прилагательное.

«Что приготовим?»

Цель: Согласование прилагательных с существительными в роде; образование относительных прилагательных.

Описание игры: Детям предлагается большая картинка с изображением стакана с соком, вазочки с вареньем и миски с пирожками. У каждого ребёнка маленькая картинка с изображением какого-либо фрукта. Логопед предлагает детям верно назвать сок, варенье и начинку для пирожков, приготовленные из данного фрукта.

«Ателье» (вариант 1)

Цель: Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Описание игры: Логопед раздаёт детям карточки с изображением предмета одежды и трёх видов ткани. Ребёнку предлагается выбрать из какого вида ткани он хочет сшить себе одежду. Дети называют все варианты, образуя относительные прилагательные, согласуя их с существительными в роде и падеже.

«Ателье» (вариант 2)

Цель: Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Описание игры: Ребёнку предлагаются прозрачные папки с силуэтом предмета одежды. Ребёнок подкладывает под силуэт разные образцы тканей и образует относительные прилагательные, согласуя их с существительным в роде и падеже.

«Выбери наряд»

Цель: Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных.

Описание игры: Детям выдаются карточки с одним образцом ткани и изображением нескольких предметов одежды. Предлагается выбрать наряд на праздник, правильно согласуя прилагательное с существительным в роде, падеже, и образуя относительное прилагательное.

«Назови ласково» (вариант 2)

Цель: Образование и использование в речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Описание игры: Детям выдаются карточки с изображёнными на ней фруктами двух размеров (большой и такой же маленький). Ребёнок должен назвать пары словосочетаний, верно образуя существительное и прилагательное с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Полезные фрукты»

Цель: Образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными в роде.

Описание игры: Детям выдаются карточки с изображёнными на них тремя видами фруктов и либо стаканом с соком, либо вазочкой с вареньем, либо миской с пирожками. Дети должны верно образовать относительное прилагательное, согласуя его в роде с существительным.

«Вокруг стула» (вариант 1 и 2)

Цель: 1.Развитие умения правильно употреблять простые предлоги. 2.Развитие умения правильно употреблять предлоги на,, под, над, с, из-за.

Описание игры: Детям предлагается картинка стула и сумки (прикреплённой к стулу на ниточке). Логопед перемещает сумку относительно стула и просит детей называть, где в данный момент она находится, верно используя в речи предлоги.

«Шкаф и мяч» (вариант 1 и 2)

Цель: 1.Развитие умения правильно употреблять простые предлоги. 2.Развитие умения правильно употреблять предлоги в, на, по, под, над, с, из, за, из-за.

Описание игры: Детям предлагается картинка шкафа и мяча (прикреплённого к шкафу на ниточке). Логопед перемещает мяч относительно шкафа и просит детей называть, где в данный момент находится мяч, верно используя в речи предлоги.

Система игр и упражнений для развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (с учетом лексической темы)

Лексическая тема



Возраст



Название игры



Цель



Осень



Старший

1. «Один - много»

Образование и правильное использование формы множественного числа существительных.

2. «Назови ласково»

Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.



3. «Разноцветные листья»



Образование формы родительного падежа имен существительных с предлогом с; образование относительных прилагательных.

4.«Электровикторина»

образование и использование относительных прилагательных.



Огород. Овощи.



Старший

1. «Один - много»

Образование и правильное использование формы множественного числа существительных.

2. «Куда поселим»

3. «Назови ласково»

в.1

Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. «Назови ласково»

в.2

Учить образовывать и правильно использовать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. «Сосчитай» (в.2)

Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже

6. «Разноцветные корзинки»



Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

7. «В огороде у козы Лизы»

8. «Поможем клоуну Роме»



Фрукты. Сад.



Старший

1. «Один - много»

Образование и правильное использование формы множественного числа существительных.

2. «Веселый поезд»

3. «Назови ласково»

в.1

Учить образовывать и правильно использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. «Назови ласково»

в.2

Учить образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. «Найди маленький фрукт»

Учить образовывать и правильно использовать в речи существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

6. «Что приготовим?»

Согласование прилагательных с существительными в роде; образование относительных прилагательных.

7. «Сосчитай» (в.2)

Согласование числительных с сущ-ми в роде, числе и падеже.



Лес. Грибы. Ягоды.



Старший

1. «За грибами»

Употребление формы винительного падежа с предлогом в и родительного падежа с предлогом из.

2. «Что приготовим?»

Согласование прилагательных с существительными в роде; образование относительных прилагательных.



Одежда



Старший

1. «Один - много»



Образование формы множественного числа существительных.

2. «Куда поселим?»

3. «Веселый поезд»

4. «Назови ласково»

Образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. «Сосчитай» (в.2)

Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже

6. «Волшебное окошко»

Согласование числительных 2 и 5 с существительными

7. «Разноцветные шкафчики»

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление существительных в винительном падеже с предлогом в, в родительном падеже с предлогом из.

8. «Ателье (1) »

Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже.





9. «Ателье (2) »

Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже.





10. «Выбери наряд»

Согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; образование относительных прилагательных.



Обувь



Старший

1. «Один - много»

Образование формы множественного числа существительных.

2. «Куда поселим?»

3. «Назови ласково»

Образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. «Сосчитай» (в.2)

Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже



Игрушки



Старший

1. «Один - много»

Образование формы множественного числа существительных.

2. «Веселый поезд»

Образование и использование формы множественного числа существительных.

3. «Назови ласково»

Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. «Сосчитай» (в.2)

Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже

5. «Разноцветные игрушки»

Согласование прилагательных с существительными мужского, женского, среднего рода.

6. «Маленькие слова»

Отработка предлогов: на, в, у, около, под, над.



Посуда



Старший

1. «Один - много»

Образование и использование формы множественного числа существительных.

2. «Веселый поезд»

3. «Назови ласково»

Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. «Волшебное окошко»

Согласование числительных 2 и 5 с существительными

5. «Сосчитай»

Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже

6. «У белочки в гостях»

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предлогов.











Домашние животные



Старший

1. «Один - много»

Образование и использование формы множественного числа существительных.

2. «Веселый поезд»

3. «Волшебное окошко»

Согласование числительных 2 и 5 с существительными.

4. «Накорми животных»

Обучение использованию в речи винительного и творительного падежей существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

5. «Живой уголок»

Правильное образование и использование дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных.



6. «Найди маму» (в.2)



Обучение использованию в речи сущ-ых с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят и простого предлога у.

7. «У кого кто?»

Обучение использованию в речи существительных - названий детенышей животных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят.



Дикие животные



Старший

1. «Один - много»

Образование и использование формы множественного числа существительных.

2. «Веселый поезд»

3. «Куда поселим?»

Образование формы множественного числа существительных.

4. «Волшебное окошко»

Согласование числительных 2 и 5 с существительными.

5. «Кто чем питается?»

Употребление имен существительных в творительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

6. «Найди маму» (в.2)

Обучение использованию в речи сущ-ых с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят и простого предлога у.

7. «У кого кто?»

Обучение использованию в речи существительных - названий детенышей животных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят.

8. «Кого везут в зоопарк»

Образование и правильное использование притяжательных прилагательных.

9.«Электровикторина»

Образование и правильное использование притяжательных прилагательных.

10. «Теремок»

Обучение пониманию и правильному использованию предлогов над, под, между.



Новогодний праздник



Старший



«Украшаем елку»

Правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных; согласование прилагательных в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных.



Мебель



Старший

1. «Один - много»

Образование и использование формы множественного числа существительных.

2. «Веселый поезд»

3. «Назови ласково»

Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. «Сосчитай» (в.2)



5. «Вокруг стула» (в.2)

Употребление предлогов на, над, под, с, за, из-за.

6. «Шкаф и мяч» (в.2)

Правильное употребление в речи предлогов в, на, по, над, под, с, из, за, из-за.



Транспорт



Старший

1. «Один - много»

Образование и использование формы множественного числа существительных.

2. «Веселый поезд»

3. «Сосчитай» (в.2)

Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Рыбы

Старший

«Аквариум»

Использование предлогов на, по, в, под, за, над, из, из-под.



Насекомые



Старший

1. «Один - много»

Образование и использование формы множественного числа существительных.

2. «Веселый поезд»

3. «Куда поселим?»

Образование формы множественного числа существительных.

4. «Волшебное окошко»

Согласование числительных 2 и 5 с существительными.

5. «На лесной полянке»

Отработка умения согласовывать числительные с существительными в разных падежах.

6. «На полянке»

Использование предлогов в, на, по, с, под, над.



Цветы



Старший

1. «Один - много»

Образование и использование формы множественного числа существительных.

2. «Веселый поезд»

3. «Волшебное окошко»

Согласование числительных 2 и 5 с существительными.

4. «Собери букет» (в.2)

Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.



Литература

1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. СПб.: «Детство- Пресс», 2003.

2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Грамматика в играх и картинках. СПб.: «Паритет», 2004.

3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2004.

4. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. М.: «Просвещение», 1989.
2024