Библиографическое описание:
Столярова А.Л., Туманова А.К. Учебно-методическое пособие «Система игр и упражнений для развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (с учетом лексической темы) » // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: у них нарушено звукопроизношение, словарный запас отстаёт от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объёме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развёрнутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико-грамматического строя речи.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделить некоторые особенности в нарушении лексико-грамматических конструкций. У этих детей выявляются затруднения как в выборе лексико-грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Нарушения лексико-грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование.
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. занятия, то можно добиться значительных результатов. Необходимо указать, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.
Поэтому с целью практического усвоения, конкретизации и автоматизации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР грамматических закономерностей и обобщений нами было разработано учебно-методическое пособие «Система игр и упражнений для развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (с учётом лексической темы) ».
Задачи учебно-методического пособия:
· расширять и активизировать словарь детей;
· учить детей согласовывать существительные с глаголами в роде, числе;
· учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе;
· учить понимать значение притяжательных местоимений;
· учить изменять существительные по падежам;
· учить детей составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
· приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
· учить следовать требованиям и правилам игры;
· развивать игровую деятельность детей.
Учебно-методическое пособие «Система игр и упражнений для развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (с учётом лексической темы) » адресовано учителям-логопедам, педагогам дошкольных образовательных учреждений и может быть рекомендован родителям, интересующимся вопросами развития детей дошкольного возраста. Данные игры подходят как для совместной игровой деятельности с детьми с общим недоразвитием речи, так и для самостоятельной деятельности.
Эффективность данных коррекционных игр и упражнений зависит от соблюдения следующих условий:
· систематическое проведение занятий;
· размещение игр и упражнений в порядке нарастающей сложности;
· подчинённость заданий выбранной теме;
· вариативность упражнений;
· развитие и воспитание внимания.
Картотека игр
Электровикторина «Чей? Чья? Чьи?»
Цель: Образование и правильное использование притяжательных прилагательных.
Описание игры: Логопед просит найти в правом ряду животное, а в левом ряду – его часть тела (уши, хвост, морду, лапы) и правильно образовать притяжательное прилагательное.
«Теремок»
Цель: Обучение пониманию и правильному употреблению предложных конструкций над, под, между.
Описание игры: Сначала логопед просит угадать про какое дикое животное он говорит. (Например: Этот зверь живёт между зайцем и лягушкой. Этот зверь живёт под медведем.) А затем просит детей аналогично загадывать загадки про животных.
«У кого кто?»
Цель: Обучение использованию в речи существительных – названий детёнышей животных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят.
Описание игры: Детям предлагаются карточки с изображением взрослого животного и его одного и нескольких детёнышей. Ребёнку предлагается верно назвать одного и нескольких детёнышей, правильно образуя существительные при помощи cуффиксов -онок, -ёнок, -ат, -ят.
Лото «Один – много» (по всем лексическим темам)
Цель: Образование формы множественного числа существительных.
Описание игры: Каждый ребёнок получает карточку, разделённую на 4 части. В двух левых частях нарисовано по одному кружку, а в двух частях, расположенных справа – по несколько кружков. Детям предлагается положить на левые части карточки картинки с изображением одного предмета, а на правые части картинки с изображением нескольких таких предметов. Затем дети называют пары слов, верно образуя форму множественного числа существительного.
«Назови ласково» (по всем лексическим темам)
Цель: Образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание игры: Детям выдаются карточки с изображёнными на ней предметами двух размеров (большой предмет и такой же маленький). Ребёнок должен назвать пару слов, верно образуя существительное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.
«Весёлый поезд» (по всем лексическим темам)
Цель: Образование и использование формы множественного числа существительных.
Описание игры: Логопед раздаёт детям картинки с изображением одного и нескольких предметов. Нужно в вагон, обозначенный карточкой с одной точкой ставить картинки с изображением одного предмета, а в вагон, обозначенный карточкой с несколькими точками ставить картинки с изображением нескольких предметов. Затем картинки называются попарно.
«Сосчитай» - вариант 1 (по всем лексическим темам)
Цель: Обучение правильному согласованию числительных 2 и 5 с существительными мужского и женского рода.
Описание игры: Детям выдаются карточки, где предметы изображены в количестве 1, 2, 5 штук. Дети называют, что изображено на карточках, правильно согласовывая числительное с существительным.
«Сосчитай» - вариант 2 (по всем лексическим темам)
Цель: Обучение правильному согласованию числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Описание игры: Детям выдаются карточки, где предметы изображены в количестве 1, 2, 5 штук. Дети называют, что изображено на карточках, правильно согласовывая числительное с существительным. Затем дети отвечают на вопросы логопеда, верно употребляя падежные окончания числительных и существительных. (Например:- Посчитай, сколько бабочек на поляне? (Им.п.) – На поляне одна бабочка, две бабочки, пять бабочек.
-Для кого на поляне цветы? (Род.п.) – Для одной бабочки, для двух бабочек, для пяти бабочек.
-Кому ты обрадовался? (Дат.п.) – Я обрадовался одной бабочке, двум бабочкам, пяти бабочкам. И т.д.
«Куда поселим?» (по всем лексическим темам)
Цель: Образование и использование формы множественного числа существительных.
Описание игры: Детям раздаются картинки с изображением одного или нескольких предметов. Логопед объясняет, что на этаж, обозначенный карточкой с одной точкой нужно поселить картинки с изображением одного предмета, а на этаж, обозначенный карточкой с несколькими точками нужно поселить картинки с изображением нескольких предметов. Затем картинки называются парами, верно используя форму множественного числа существительного.
«Волшебное окошко» (по всем лексическим темам) (вариант 1 и 2)
Цель:1.Обучение правильному согласованию числительных с существительными мужского и женского рода. 2.Обучение правильному согласованию числительных с существительными.
Описание игры: Детям предлагается карточка с изображением предмета и двигающейся лентой с цифрами 1,2,5. Ребёнок должен верно согласовать числительное с существительным, передвигая ленту с цифрами.
«Разноцветные игрушки», «Разноцветная одежда»
Цель: Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
Описание игры: Детям предлагается выбрать из стопки карточек на столе все предметы определённого цвета (игрушки или одежду) и верно назвать их, согласуя прилагательное, обозначающее цвет, с существительным.
«Найди маленький фрукт» (вариант 1и 2)
Цель: Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание игры: Логопед показывает картинку с изображением фруктов большого и маленького размера и просит называть их попарно, образуя существительное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.
Цель: Учить образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание игры: Логопед показывает картинку с изображением фруктов большого и маленького размера и просит называть их попарно, образуя существительное и прилагательное с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Разноцветные корзинки» (вариант 1 и 2)
Цель: Обучение согласованию прилагательных с существительными в падеже.
Описание игры: Детям выдаются корзинки красного, жёлтого, зелёного и оранжевого цветов и предлагается «собрать» в них урожай овощей и фруктов соответствующего цвета, правильно согласуя прилагательное с существительным.
Цель: Обучение согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Описание игры: Детям выдаются корзинки красного, жёлтого, зелёного и оранжевого цветов и предлагается «собрать» в них урожай овощей и фруктов соответствующего цвета, правильно согласуя прилагательное с существительным в роде, числе, падеже. (Я положу в красную корзинку красный помидор, красную грушу, красное яблоко).
«Электровикторина»
Цель: Образование и правильное употребление относительных прилагательных.
Описание игры: Логопед просит найти в правом ряду дерево, которое он называет, а в левом ряду – картинку с листом, который слетел с этого дерева. Дети должны верно назвать лист, образуя относительное прилагательное.
«Что приготовим?»
Цель: Согласование прилагательных с существительными в роде; образование относительных прилагательных.
Описание игры: Детям предлагается большая картинка с изображением стакана с соком, вазочки с вареньем и миски с пирожками. У каждого ребёнка маленькая картинка с изображением какого-либо фрукта. Логопед предлагает детям верно назвать сок, варенье и начинку для пирожков, приготовленные из данного фрукта.
«Ателье» (вариант 1)
Цель: Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Описание игры: Логопед раздаёт детям карточки с изображением предмета одежды и трёх видов ткани. Ребёнку предлагается выбрать из какого вида ткани он хочет сшить себе одежду. Дети называют все варианты, образуя относительные прилагательные, согласуя их с существительными в роде и падеже.
«Ателье» (вариант 2)
Цель: Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Описание игры: Ребёнку предлагаются прозрачные папки с силуэтом предмета одежды. Ребёнок подкладывает под силуэт разные образцы тканей и образует относительные прилагательные, согласуя их с существительным в роде и падеже.
«Выбери наряд»
Цель: Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных.
Описание игры: Детям выдаются карточки с одним образцом ткани и изображением нескольких предметов одежды. Предлагается выбрать наряд на праздник, правильно согласуя прилагательное с существительным в роде, падеже, и образуя относительное прилагательное.
«Назови ласково» (вариант 2)
Цель: Образование и использование в речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание игры: Детям выдаются карточки с изображёнными на ней фруктами двух размеров (большой и такой же маленький). Ребёнок должен назвать пары словосочетаний, верно образуя существительное и прилагательное с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Полезные фрукты»
Цель: Образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными в роде.
Описание игры: Детям выдаются карточки с изображёнными на них тремя видами фруктов и либо стаканом с соком, либо вазочкой с вареньем, либо миской с пирожками. Дети должны верно образовать относительное прилагательное, согласуя его в роде с существительным.
«Вокруг стула» (вариант 1 и 2)
Цель: 1.Развитие умения правильно употреблять простые предлоги. 2.Развитие умения правильно употреблять предлоги на,, под, над, с, из-за.
Описание игры: Детям предлагается картинка стула и сумки (прикреплённой к стулу на ниточке). Логопед перемещает сумку относительно стула и просит детей называть, где в данный момент она находится, верно используя в речи предлоги.
«Шкаф и мяч» (вариант 1 и 2)
Цель: 1.Развитие умения правильно употреблять простые предлоги. 2.Развитие умения правильно употреблять предлоги в, на, по, под, над, с, из, за, из-за.
Описание игры: Детям предлагается картинка шкафа и мяча (прикреплённого к шкафу на ниточке). Логопед перемещает мяч относительно шкафа и просит детей называть, где в данный момент находится мяч, верно используя в речи предлоги.
Система игр и упражнений для развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (с учетом лексической темы)
Лексическая тема
Возраст
Название игры
Цель
Осень
Старший
1. «Один - много»
Образование и правильное использование формы множественного числа существительных.
2. «Назови ласково»
Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. «Разноцветные листья»
Образование формы родительного падежа имен существительных с предлогом с; образование относительных прилагательных.
4.«Электровикторина»
образование и использование относительных прилагательных.
Огород. Овощи.
Старший
1. «Один - много»
Образование и правильное использование формы множественного числа существительных.
2. «Куда поселим»
3. «Назови ласково»
в.1
Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. «Назови ласково»
в.2
Учить образовывать и правильно использовать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. «Сосчитай» (в.2)
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже
6. «Разноцветные корзинки»
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
7. «В огороде у козы Лизы»
8. «Поможем клоуну Роме»
Фрукты. Сад.
Старший
1. «Один - много»
Образование и правильное использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Назови ласково»
в.1
Учить образовывать и правильно использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. «Назови ласково»
в.2
Учить образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. «Найди маленький фрукт»
Учить образовывать и правильно использовать в речи существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
6. «Что приготовим?»
Согласование прилагательных с существительными в роде; образование относительных прилагательных.
7. «Сосчитай» (в.2)
Согласование числительных с сущ-ми в роде, числе и падеже.
Лес. Грибы. Ягоды.
Старший
1. «За грибами»
Употребление формы винительного падежа с предлогом в и родительного падежа с предлогом из.
2. «Что приготовим?»
Согласование прилагательных с существительными в роде; образование относительных прилагательных.
Одежда
Старший
1. «Один - много»
Образование формы множественного числа существительных.
2. «Куда поселим?»
3. «Веселый поезд»
4. «Назови ласково»
Образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. «Сосчитай» (в.2)
Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже
6. «Волшебное окошко»
Согласование числительных 2 и 5 с существительными
7. «Разноцветные шкафчики»
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление существительных в винительном падеже с предлогом в, в родительном падеже с предлогом из.
8. «Ателье (1) »
Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже.
9. «Ателье (2) »
Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже.
10. «Выбери наряд»
Согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; образование относительных прилагательных.
Обувь
Старший
1. «Один - много»
Образование формы множественного числа существительных.
2. «Куда поселим?»
3. «Назови ласково»
Образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. «Сосчитай» (в.2)
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже
Игрушки
Старший
1. «Один - много»
Образование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
3. «Назови ласково»
Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. «Сосчитай» (в.2)
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже
5. «Разноцветные игрушки»
Согласование прилагательных с существительными мужского, женского, среднего рода.
6. «Маленькие слова»
Отработка предлогов: на, в, у, около, под, над.
Посуда
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Назови ласково»
Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. «Волшебное окошко»
Согласование числительных 2 и 5 с существительными
5. «Сосчитай»
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже
6. «У белочки в гостях»
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предлогов.
Домашние животные
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Волшебное окошко»
Согласование числительных 2 и 5 с существительными.
4. «Накорми животных»
Обучение использованию в речи винительного и творительного падежей существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
5. «Живой уголок»
Правильное образование и использование дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных.
6. «Найди маму» (в.2)
Обучение использованию в речи сущ-ых с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят и простого предлога у.
7. «У кого кто?»
Обучение использованию в речи существительных - названий детенышей животных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят.
Дикие животные
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Куда поселим?»
Образование формы множественного числа существительных.
4. «Волшебное окошко»
Согласование числительных 2 и 5 с существительными.
5. «Кто чем питается?»
Употребление имен существительных в творительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
6. «Найди маму» (в.2)
Обучение использованию в речи сущ-ых с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят и простого предлога у.
7. «У кого кто?»
Обучение использованию в речи существительных - названий детенышей животных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят.
8. «Кого везут в зоопарк»
Образование и правильное использование притяжательных прилагательных.
9.«Электровикторина»
Образование и правильное использование притяжательных прилагательных.
10. «Теремок»
Обучение пониманию и правильному использованию предлогов над, под, между.
Новогодний праздник
Старший
«Украшаем елку»
Правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных; согласование прилагательных в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных.
Мебель
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Назови ласково»
Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. «Сосчитай» (в.2)
5. «Вокруг стула» (в.2)
Употребление предлогов на, над, под, с, за, из-за.
6. «Шкаф и мяч» (в.2)
Правильное употребление в речи предлогов в, на, по, над, под, с, из, за, из-за.
Транспорт
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Сосчитай» (в.2)
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Рыбы
Старший
«Аквариум»
Использование предлогов на, по, в, под, за, над, из, из-под.
Насекомые
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Куда поселим?»
Образование формы множественного числа существительных.
4. «Волшебное окошко»
Согласование числительных 2 и 5 с существительными.
5. «На лесной полянке»
Отработка умения согласовывать числительные с существительными в разных падежах.
6. «На полянке»
Использование предлогов в, на, по, с, под, над.
Цветы
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Волшебное окошко»
Согласование числительных 2 и 5 с существительными.
4. «Собери букет» (в.2)
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Литература
1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. СПб.: «Детство- Пресс», 2003.
2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Грамматика в играх и картинках. СПб.: «Паритет», 2004.
3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2004.
4. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. М.: «Просвещение», 1989.
Столярова А.Л., Туманова А.К. Учебно-методическое пособие «Система игр и упражнений для развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (с учетом лексической темы) » // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: у них нарушено звукопроизношение, словарный запас отстаёт от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объёме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развёрнутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико-грамматического строя речи.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделить некоторые особенности в нарушении лексико-грамматических конструкций. У этих детей выявляются затруднения как в выборе лексико-грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Нарушения лексико-грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование.
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. занятия, то можно добиться значительных результатов. Необходимо указать, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.
Поэтому с целью практического усвоения, конкретизации и автоматизации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР грамматических закономерностей и обобщений нами было разработано учебно-методическое пособие «Система игр и упражнений для развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (с учётом лексической темы) ».
Задачи учебно-методического пособия:
· расширять и активизировать словарь детей;
· учить детей согласовывать существительные с глаголами в роде, числе;
· учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе;
· учить понимать значение притяжательных местоимений;
· учить изменять существительные по падежам;
· учить детей составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
· приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
· учить следовать требованиям и правилам игры;
· развивать игровую деятельность детей.
Учебно-методическое пособие «Система игр и упражнений для развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (с учётом лексической темы) » адресовано учителям-логопедам, педагогам дошкольных образовательных учреждений и может быть рекомендован родителям, интересующимся вопросами развития детей дошкольного возраста. Данные игры подходят как для совместной игровой деятельности с детьми с общим недоразвитием речи, так и для самостоятельной деятельности.
Эффективность данных коррекционных игр и упражнений зависит от соблюдения следующих условий:
· систематическое проведение занятий;
· размещение игр и упражнений в порядке нарастающей сложности;
· подчинённость заданий выбранной теме;
· вариативность упражнений;
· развитие и воспитание внимания.
Картотека игр
Электровикторина «Чей? Чья? Чьи?»
Цель: Образование и правильное использование притяжательных прилагательных.
Описание игры: Логопед просит найти в правом ряду животное, а в левом ряду – его часть тела (уши, хвост, морду, лапы) и правильно образовать притяжательное прилагательное.
«Теремок»
Цель: Обучение пониманию и правильному употреблению предложных конструкций над, под, между.
Описание игры: Сначала логопед просит угадать про какое дикое животное он говорит. (Например: Этот зверь живёт между зайцем и лягушкой. Этот зверь живёт под медведем.) А затем просит детей аналогично загадывать загадки про животных.
«У кого кто?»
Цель: Обучение использованию в речи существительных – названий детёнышей животных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят.
Описание игры: Детям предлагаются карточки с изображением взрослого животного и его одного и нескольких детёнышей. Ребёнку предлагается верно назвать одного и нескольких детёнышей, правильно образуя существительные при помощи cуффиксов -онок, -ёнок, -ат, -ят.
Лото «Один – много» (по всем лексическим темам)
Цель: Образование формы множественного числа существительных.
Описание игры: Каждый ребёнок получает карточку, разделённую на 4 части. В двух левых частях нарисовано по одному кружку, а в двух частях, расположенных справа – по несколько кружков. Детям предлагается положить на левые части карточки картинки с изображением одного предмета, а на правые части картинки с изображением нескольких таких предметов. Затем дети называют пары слов, верно образуя форму множественного числа существительного.
«Назови ласково» (по всем лексическим темам)
Цель: Образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание игры: Детям выдаются карточки с изображёнными на ней предметами двух размеров (большой предмет и такой же маленький). Ребёнок должен назвать пару слов, верно образуя существительное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.
«Весёлый поезд» (по всем лексическим темам)
Цель: Образование и использование формы множественного числа существительных.
Описание игры: Логопед раздаёт детям картинки с изображением одного и нескольких предметов. Нужно в вагон, обозначенный карточкой с одной точкой ставить картинки с изображением одного предмета, а в вагон, обозначенный карточкой с несколькими точками ставить картинки с изображением нескольких предметов. Затем картинки называются попарно.
«Сосчитай» - вариант 1 (по всем лексическим темам)
Цель: Обучение правильному согласованию числительных 2 и 5 с существительными мужского и женского рода.
Описание игры: Детям выдаются карточки, где предметы изображены в количестве 1, 2, 5 штук. Дети называют, что изображено на карточках, правильно согласовывая числительное с существительным.
«Сосчитай» - вариант 2 (по всем лексическим темам)
Цель: Обучение правильному согласованию числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Описание игры: Детям выдаются карточки, где предметы изображены в количестве 1, 2, 5 штук. Дети называют, что изображено на карточках, правильно согласовывая числительное с существительным. Затем дети отвечают на вопросы логопеда, верно употребляя падежные окончания числительных и существительных. (Например:- Посчитай, сколько бабочек на поляне? (Им.п.) – На поляне одна бабочка, две бабочки, пять бабочек.
-Для кого на поляне цветы? (Род.п.) – Для одной бабочки, для двух бабочек, для пяти бабочек.
-Кому ты обрадовался? (Дат.п.) – Я обрадовался одной бабочке, двум бабочкам, пяти бабочкам. И т.д.
«Куда поселим?» (по всем лексическим темам)
Цель: Образование и использование формы множественного числа существительных.
Описание игры: Детям раздаются картинки с изображением одного или нескольких предметов. Логопед объясняет, что на этаж, обозначенный карточкой с одной точкой нужно поселить картинки с изображением одного предмета, а на этаж, обозначенный карточкой с несколькими точками нужно поселить картинки с изображением нескольких предметов. Затем картинки называются парами, верно используя форму множественного числа существительного.
«Волшебное окошко» (по всем лексическим темам) (вариант 1 и 2)
Цель:1.Обучение правильному согласованию числительных с существительными мужского и женского рода. 2.Обучение правильному согласованию числительных с существительными.
Описание игры: Детям предлагается карточка с изображением предмета и двигающейся лентой с цифрами 1,2,5. Ребёнок должен верно согласовать числительное с существительным, передвигая ленту с цифрами.
«Разноцветные игрушки», «Разноцветная одежда»
Цель: Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
Описание игры: Детям предлагается выбрать из стопки карточек на столе все предметы определённого цвета (игрушки или одежду) и верно назвать их, согласуя прилагательное, обозначающее цвет, с существительным.
«Найди маленький фрукт» (вариант 1и 2)
Цель: Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание игры: Логопед показывает картинку с изображением фруктов большого и маленького размера и просит называть их попарно, образуя существительное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.
Цель: Учить образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание игры: Логопед показывает картинку с изображением фруктов большого и маленького размера и просит называть их попарно, образуя существительное и прилагательное с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Разноцветные корзинки» (вариант 1 и 2)
Цель: Обучение согласованию прилагательных с существительными в падеже.
Описание игры: Детям выдаются корзинки красного, жёлтого, зелёного и оранжевого цветов и предлагается «собрать» в них урожай овощей и фруктов соответствующего цвета, правильно согласуя прилагательное с существительным.
Цель: Обучение согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Описание игры: Детям выдаются корзинки красного, жёлтого, зелёного и оранжевого цветов и предлагается «собрать» в них урожай овощей и фруктов соответствующего цвета, правильно согласуя прилагательное с существительным в роде, числе, падеже. (Я положу в красную корзинку красный помидор, красную грушу, красное яблоко).
«Электровикторина»
Цель: Образование и правильное употребление относительных прилагательных.
Описание игры: Логопед просит найти в правом ряду дерево, которое он называет, а в левом ряду – картинку с листом, который слетел с этого дерева. Дети должны верно назвать лист, образуя относительное прилагательное.
«Что приготовим?»
Цель: Согласование прилагательных с существительными в роде; образование относительных прилагательных.
Описание игры: Детям предлагается большая картинка с изображением стакана с соком, вазочки с вареньем и миски с пирожками. У каждого ребёнка маленькая картинка с изображением какого-либо фрукта. Логопед предлагает детям верно назвать сок, варенье и начинку для пирожков, приготовленные из данного фрукта.
«Ателье» (вариант 1)
Цель: Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Описание игры: Логопед раздаёт детям карточки с изображением предмета одежды и трёх видов ткани. Ребёнку предлагается выбрать из какого вида ткани он хочет сшить себе одежду. Дети называют все варианты, образуя относительные прилагательные, согласуя их с существительными в роде и падеже.
«Ателье» (вариант 2)
Цель: Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Описание игры: Ребёнку предлагаются прозрачные папки с силуэтом предмета одежды. Ребёнок подкладывает под силуэт разные образцы тканей и образует относительные прилагательные, согласуя их с существительным в роде и падеже.
«Выбери наряд»
Цель: Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных.
Описание игры: Детям выдаются карточки с одним образцом ткани и изображением нескольких предметов одежды. Предлагается выбрать наряд на праздник, правильно согласуя прилагательное с существительным в роде, падеже, и образуя относительное прилагательное.
«Назови ласково» (вариант 2)
Цель: Образование и использование в речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание игры: Детям выдаются карточки с изображёнными на ней фруктами двух размеров (большой и такой же маленький). Ребёнок должен назвать пары словосочетаний, верно образуя существительное и прилагательное с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Полезные фрукты»
Цель: Образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными в роде.
Описание игры: Детям выдаются карточки с изображёнными на них тремя видами фруктов и либо стаканом с соком, либо вазочкой с вареньем, либо миской с пирожками. Дети должны верно образовать относительное прилагательное, согласуя его в роде с существительным.
«Вокруг стула» (вариант 1 и 2)
Цель: 1.Развитие умения правильно употреблять простые предлоги. 2.Развитие умения правильно употреблять предлоги на,, под, над, с, из-за.
Описание игры: Детям предлагается картинка стула и сумки (прикреплённой к стулу на ниточке). Логопед перемещает сумку относительно стула и просит детей называть, где в данный момент она находится, верно используя в речи предлоги.
«Шкаф и мяч» (вариант 1 и 2)
Цель: 1.Развитие умения правильно употреблять простые предлоги. 2.Развитие умения правильно употреблять предлоги в, на, по, под, над, с, из, за, из-за.
Описание игры: Детям предлагается картинка шкафа и мяча (прикреплённого к шкафу на ниточке). Логопед перемещает мяч относительно шкафа и просит детей называть, где в данный момент находится мяч, верно используя в речи предлоги.
Система игр и упражнений для развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР (с учетом лексической темы)
Лексическая тема
Возраст
Название игры
Цель
Осень
Старший
1. «Один - много»
Образование и правильное использование формы множественного числа существительных.
2. «Назови ласково»
Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. «Разноцветные листья»
Образование формы родительного падежа имен существительных с предлогом с; образование относительных прилагательных.
4.«Электровикторина»
образование и использование относительных прилагательных.
Огород. Овощи.
Старший
1. «Один - много»
Образование и правильное использование формы множественного числа существительных.
2. «Куда поселим»
3. «Назови ласково»
в.1
Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. «Назови ласково»
в.2
Учить образовывать и правильно использовать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. «Сосчитай» (в.2)
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже
6. «Разноцветные корзинки»
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
7. «В огороде у козы Лизы»
8. «Поможем клоуну Роме»
Фрукты. Сад.
Старший
1. «Один - много»
Образование и правильное использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Назови ласково»
в.1
Учить образовывать и правильно использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. «Назови ласково»
в.2
Учить образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. «Найди маленький фрукт»
Учить образовывать и правильно использовать в речи существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
6. «Что приготовим?»
Согласование прилагательных с существительными в роде; образование относительных прилагательных.
7. «Сосчитай» (в.2)
Согласование числительных с сущ-ми в роде, числе и падеже.
Лес. Грибы. Ягоды.
Старший
1. «За грибами»
Употребление формы винительного падежа с предлогом в и родительного падежа с предлогом из.
2. «Что приготовим?»
Согласование прилагательных с существительными в роде; образование относительных прилагательных.
Одежда
Старший
1. «Один - много»
Образование формы множественного числа существительных.
2. «Куда поселим?»
3. «Веселый поезд»
4. «Назови ласково»
Образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. «Сосчитай» (в.2)
Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже
6. «Волшебное окошко»
Согласование числительных 2 и 5 с существительными
7. «Разноцветные шкафчики»
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление существительных в винительном падеже с предлогом в, в родительном падеже с предлогом из.
8. «Ателье (1) »
Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже.
9. «Ателье (2) »
Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже.
10. «Выбери наряд»
Согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; образование относительных прилагательных.
Обувь
Старший
1. «Один - много»
Образование формы множественного числа существительных.
2. «Куда поселим?»
3. «Назови ласково»
Образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. «Сосчитай» (в.2)
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже
Игрушки
Старший
1. «Один - много»
Образование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
3. «Назови ласково»
Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. «Сосчитай» (в.2)
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже
5. «Разноцветные игрушки»
Согласование прилагательных с существительными мужского, женского, среднего рода.
6. «Маленькие слова»
Отработка предлогов: на, в, у, около, под, над.
Посуда
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Назови ласково»
Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. «Волшебное окошко»
Согласование числительных 2 и 5 с существительными
5. «Сосчитай»
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже
6. «У белочки в гостях»
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предлогов.
Домашние животные
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Волшебное окошко»
Согласование числительных 2 и 5 с существительными.
4. «Накорми животных»
Обучение использованию в речи винительного и творительного падежей существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
5. «Живой уголок»
Правильное образование и использование дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных.
6. «Найди маму» (в.2)
Обучение использованию в речи сущ-ых с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят и простого предлога у.
7. «У кого кто?»
Обучение использованию в речи существительных - названий детенышей животных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят.
Дикие животные
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Куда поселим?»
Образование формы множественного числа существительных.
4. «Волшебное окошко»
Согласование числительных 2 и 5 с существительными.
5. «Кто чем питается?»
Употребление имен существительных в творительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
6. «Найди маму» (в.2)
Обучение использованию в речи сущ-ых с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят и простого предлога у.
7. «У кого кто?»
Обучение использованию в речи существительных - названий детенышей животных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят.
8. «Кого везут в зоопарк»
Образование и правильное использование притяжательных прилагательных.
9.«Электровикторина»
Образование и правильное использование притяжательных прилагательных.
10. «Теремок»
Обучение пониманию и правильному использованию предлогов над, под, между.
Новогодний праздник
Старший
«Украшаем елку»
Правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных; согласование прилагательных в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных.
Мебель
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Назови ласково»
Учить образовывать и правильно использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. «Сосчитай» (в.2)
5. «Вокруг стула» (в.2)
Употребление предлогов на, над, под, с, за, из-за.
6. «Шкаф и мяч» (в.2)
Правильное употребление в речи предлогов в, на, по, над, под, с, из, за, из-за.
Транспорт
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Сосчитай» (в.2)
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Рыбы
Старший
«Аквариум»
Использование предлогов на, по, в, под, за, над, из, из-под.
Насекомые
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Куда поселим?»
Образование формы множественного числа существительных.
4. «Волшебное окошко»
Согласование числительных 2 и 5 с существительными.
5. «На лесной полянке»
Отработка умения согласовывать числительные с существительными в разных падежах.
6. «На полянке»
Использование предлогов в, на, по, с, под, над.
Цветы
Старший
1. «Один - много»
Образование и использование формы множественного числа существительных.
2. «Веселый поезд»
3. «Волшебное окошко»
Согласование числительных 2 и 5 с существительными.
4. «Собери букет» (в.2)
Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Литература
1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. СПб.: «Детство- Пресс», 2003.
2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Грамматика в играх и картинках. СПб.: «Паритет», 2004.
3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2004.
4. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. М.: «Просвещение», 1989.