Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Быкадорова В.В. Значение вокально-хорового воспитания детей в условиях современности

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


История музыкального искусства основана и тесно связана с пением, являющимся, как известно, одним из древнейших видов искусств. В то время, когда человечество еще не имело музыкальных инструментов, оно научилось пользоваться своим голосом, а поскольку люди жили в общине, то и пение было коллективным. С течением времени пение, как вид искусства, совершенствовалось, постепенно образовывались вокальные школы, появлялись профессиональные учебные заведения для обучения певцов, складывались крупнейшие хоровые коллективы.
Обучение вокально-хоровому мастерству во все исторические периоды, как правило, начиналось с ранних лет. Так, многочисленные исторические документы свидетельствуют о высоком художественном уровне детского хорового исполнительства в России XVII –XIX веков. Данный факт в первую очередь был связан с расцветом профессионального церковного пения, которое являлось частью православного богослужебного обряда.
Основополагающее значение вокально-хоровое искусство занимало и в годы советской власти, в силу своей коллективности и мощной воспитательной функции. Так, складывались многочисленные хоровые коллективы, как самодеятельные, так и профессиональные, открывались детские хоровые студии, проводились массовые мероприятия с участием сводных хоров, в том числе и детских, организовывались многочисленные фестивали вокально-хорового мастерства.
В настоящее время – время прогресса и инновационных технологий во всех сферах жизни человека, многовековые традиции вокально-хорового воспитания не теряют своей актуальности. Это во многом объясняется тем, что занятия вокалом, а также пение в хоре с раннего возраста являются важнейшими дисциплинами музыкально-эстетического воспитания и всестороннего развития подрастающего поколения. В процессе обучения пению, при правильно подобранном песенном репертуаре, у учащихся формируются эстетические взгляды, развивается эмоциональность, расширяется кругозор, формируются определенные личностные качества. Для этого в репертуар следует включать произведения разнообразные по жанру, стилю, характеру, тематике: народные и классические произведения, песни современных композиторов, патриотические песни о любви к Родине, природе России, песни о семье, дружбе и добре.
Важно отметить, что пение – это сложный психофизический процесс, в котором задействованы все важные системы организма. Многочисленные научные исследования доказали, что у школьников, занимающихся вокалом и поющих в хоровом классе более развита память и процессы мышления, развиты коммуникативные качества личности, в том числе организованность и чувство коллективной работы. Такие учащиеся легко находят общий язык со сверстниками, неконфликтны, любознательны, а также отличаются проявлением инициативы и творческой активности.
Важность и актуальность вокально-хорового воспитания подрастающего поколения обусловлена также его благотворным влиянием на организм. Так, систематические занятия вокалом способствуют укреплению организма учащихся за счет активной работы дыхательной системы и голосового аппарата, в результате чего улучшается кровообращение, нормализуется внутричерепное давление, укрепляется иммунитет. Исследования врачей-отоларингологов показали, что школьники, систематически занимающиеся пением, реже страдают респираторными заболеваниями, а также заболеваниями верхних дыхательных путей.
Кроме того, занятия по вокалу и пение в хоровом классе способствуют формированию правильной осанки, что особенно важно в настоящее время, так как неразумное использование гаджетов, длительная работа за компьютером, особенно в детском возрасте, отрицательно сказываются на здоровье позвоночника. Активная работа артикуляционного аппарата во время пения развивает дикцию учащихся и способствует исправлению речевых дефектов, что в очередной раз доказывает важность занятий вокалом именно с раннего возраста, когда такие дефекты наиболее легко поддаются исправлению.
Подводя итог вышесказанному, автор данной статьи в очередной раз подчеркивает актуальность задач вокально-хорового воспитания детей, которое в России осуществляется главным образом через хоровое пение в общеобразовательных школах (на уроках музыки), в хоровом классе детских музыкальных школ и школ искусств, вокально-хоровых студиях, а также современных центрах эстетического воспитания детей.

Библиографический список

1.                Стулова Г. Теория и практика работы с детским хором. – М: Владос, 2002. – 176 с.
2.       Московчук А. Хоровое отделение «Радуга»: 15 лет в пути // Музыкальная академия. – 2017. – № 2. – С. 124-126.
3.                Петрушин В. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО / В. И. Петрушин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 380 с.

2019