Научно-методическая работа в техникуме направлена на повышение качества подготовки рабочих и служащих через внедрение новых педагогических технологий, так как инновационность – это способность принимать и предлагать новое, проявлять инициативу, управлять творчеством; умение без внутреннего сопротивления воспринимать разнообразные идеи, позиции, предложения. Учитывая стратегические цели развития современной системы образования, все большее распространение среди преподавателей техникума получает проблемное обучение, являющееся одним из видов технологии развивающего обучения. Посещая занятия преподавателей, можно наблюдать активное использование проблемного обучения на разных этапах. Сущностью технологии является создание перед студентами проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе взаимодействия преподавателя и студентов при максимальной самостоятельности студентов. Доминантой организации проблемного обучения является организация мыследеятельности студентов. Некоторые преподаватели предпочитают личностно-ориентированные технологии обучения, которые нашли наибольшее применение в учебном процессе, такие, как: полное усвоение знаний, разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, проектная деятельность. Преподаватели общеобразовательных дисциплин широко применяют технологию «полного усвоения знаний обучения».
Сущность данной технологии позволяет изучать способности студентов в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. Опытным путем установлено, что при правильной организации обучения, особенно при снятии временных рамок, почти 95% обучающихся усваивают полностью все содержание учебного курса. Результатом технологии является то, что все обучаемые способны полностью усвоить необходимый материал при рациональной организации учебного процесса. Преподаватели специальных дисциплин применяют технологию «разноуровневого обучения», сущностью которой являются различия основной массы обучающихся по уровню обучаемости, которые сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому студенту для усвоения учебного материала, обучению в сотрудничестве. На протяжении всего урока преподаватель общается с детьми доброжелательным доверительным тоном, не забывая о похвале. В конце занятий обязательно подводятся итоги, учитывая способы общения студентов между собой и оказание помощи друг другу. А также преподаватели специальных дисциплин применяют технологию «коллективного обучения», сущностью которой является то, что в процессе урока у студентов развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта знаний. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, оценка своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений: обсуждение одной информации несколькими студентами обеспечивает более прочное усвоение материала. Результатом технологии является то, что студент обучает других рассказывает учебный материал и в процессе объяснения запоминает изучаемый материал до 95%. Преподаватели специальных дисциплин технического профиля применяют технологию «модульного обучения». Сущностью данной технологии является то, что все уроки, отводимые на разделы, темы делят на 4 вида: изучение нового материала, закрепление практических навыков изучение дополнительного материала, текущий контроль знаний. В результате студент полностью самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Педагоги разработали программы, которые из комплекса модулей последовательно усложняют дидактические задачи, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий студенту вместе с преподавателем осуществлять управление учением; модули позволяют перевести обучение на субъект–субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, изменить форму преподавателя и студента. При подготовке студентов к научно-исследовательским конференциям преподаватели экономических дисциплин применяют технологию проектной деятельности. Сущностью данной технологии является то, что студенты воспринимают знания как действительно нужные и необходимые. Они ставят перед собой определенные цели для решения значимых задач. Для этого студенты осваивают и применяют определенные знания и умения, приобретенные в процессе достижения поставленной цели, что в конечном итоге приводит к реальным результатам. Внешним результатом технологии является то, что можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренним результатом технологии является опыт деятельности, соединяет в себе знания и умения, компетентности и ценности. Традиционное обучение ориентируется на «среднего обучаемого», а в личностно-ориентированной технологии существует множество достижимых планок. Таким образом, учебно-профессиональную деятельность и внедренные коллективом педагогов техникума технологии можно свести к следующему: Подготовка студентов к учебному процессу: ориентация на цели и действия; выбор целей учения; уточнение значимости целей обучения; формирование мотивации к учению; планирование учебных действий; активизация внимания. Выполнение учебных действий в соответствии с поставленной целью: понимание; запоминание материала; интеграция и применение выученного. Управление учебными действиями: наблюдение за процессом обучения; оценка учебных действий; внесение коррективов в учебный процесс и методов обучения; осмысление хода учения. Оценка результатов работы: отчет о процессе обучения и его результатах; оценка процесса обучения и его результатов. Дидактическими правилами, способствующими формированию профессиональных компетенций преподавателей, являются: Целостная, масштабная постановка задачи перед обучаемыми; Ориентация на реальный рабочий процесс; Систематизация видов деятельности, направленная на решение проблем; Предоставление широких возможностей для самостоятельной деятельности студентов; Роль преподавателя как консультанта и организатора Учебно-познавательная свобода студента на рабочем месте и во время занятий. Функциями учебно-познавательной деятельности студентов для повышения успеваемости и качества образования являются: Подготовка обучаемых к учебному процессу: ориентация на цели и действия; выбор целей учения; уточнение значимости целей обучения; формирование мотивации к учению; планирование учебных действий; активизация внимания; Выполнение учебных действий в соответствии с поставленной целью: понимание, запоминание материала; интеграция и применение выученного; Управление учебными действиями: наблюдение за процессом обучения; оценка учебных действий; внесение коррективов в учебный процесс и методов обучения; осмысление хода учения; Оценка результатов работы: отчет о процессе обучения и его результатах; оценка процесса обучения и его результатов; Поддержка мотивации к обучению и концентрации внимания. В техникуме проводятся разнообразные конкурсы: «Профессионального мастерства», «WorldSkills». Работая над методической темой учебного заведения «Подготовка конкурентоспособных рабочих и служащих с целью развития кадрового потенциала», педагогический коллектив техникума ставит следующую цель: повысить качество подготовки рабочих и служащих, отвечающих требованиям ФГОС СПО, через внедрение новых педагогических технологий. Таким образом, качество подготовки обеспечивается, прежде всего, четким представлением о целях обучения, достаточными условиями для обучения и содержанием обучения, а также организацией на этой основе регулярного мониторинга качества учебного процесса.