Актуальные вопросы дошкольного образования

Запорожец И.Ю., Князева С.В. Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями дошкольников»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf

В настоящее время улучшение качества дошкольного образования во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ, что отражено в законе «Об образовании в Российской Федерации», где одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Эффективность формирования личности ребенка во многом зависит от умения педагога грамотно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит в сотрудничестве. Семинар-практикум — наиболее эффективная форма системной работы педагога-психолога по повышению мастерства педагогов, пополнению их теоретических и практических знаний. В практике нашего дошкольного учреждения педагогом – психологом и старшим воспитателем проводятся семинары – практикумы с педагогами, одним из которых явился семинар о конструктивном и эффективном общении педагогов с родителями, где через определенные упражнения воспитателям возможно осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения.
Цель семинара–практикума — формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями.
План проведения
Вступление
Игра «Имена»
1.       Теоретическая часть
1.1   Навыки доброжелательного отношения в позиции воспитатель- родитель.
1.2 Правила активного слушания.
2. Практическая часть
2.1 Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»
2.2 Упражнение «Правила активного слушания»
2.3 Коллаж «Ребёнок – глазами родителей или ребёнок – глазами воспитателей»
3.Подведение итогов
Обратная связь
Игра "Имена". Садимся в круг.
Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится.
Так как мы уже знакомы, то передавая игрушку соседу справа, нужно назвать его имя и на начальную букву его имени нужно придумать прилагательное, характеризующее его положительно, то есть комплимент (Валентина - веселая, Надежда - нежная).
1. Теоретическая часть.
1.1Навыки доброжелательного отношения в позиции воспитатель- родитель.
Общаясь с роди­телями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Для позитивного общения необходимо применить самое простое «правило трёх плюсов»: приветствие, имя, улыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — как мы определили выше, имя – это очень значимо для каждого. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение пе­дагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей. Вернёмся к тому, что для каждого родителя его ребёнок самый лучший. Поэтому отрицательные суждения о малыше родителями воспринимаются негативно. В случае если педагог постоянно сообщает родителям только о плохом поведении ребёнка или о его неудачах то это приводит к конфликту.(т.к у родителя возникает подсознательное желание защитить своего малыша). Конечно необходимо информировать родителей о неудачах детей. Но делать это следует деликатно и грамотно. Необходимо помнить, что ребёнок всегда хороший, плохой может быть поступок. При неудачах малыша следует обратить внимание на его сильные стороны, а затем поговорить о слабых. В первую очередь всегда подчеркнуть положительное в ребёнке, затем сообщить об отрицательных.
Этапы установления доверительных отношений.
·          Первый этап установления доверительных отношений - создание у педагога и трансляция родителям положительного образа ребенка.
·          На втором педагог передает родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить сформировать у родителей установку на сотрудничество.
·          На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка.
·          Четвертый этап установления доверительно деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие.
Ошибки в общении педагога с родителями:
·           поличное обращение,
·           торопливость в оценке ребенка с акцептом на негативные проявления,
·           пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта.
Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
1.2 Правила активного слушания.
Важным аспектом в общении с родителями –это умение слушать.
Слушание может быть пассивным и активным (понимающим). Пассивное слушание необходимо в случаях: когда собеседник хочет высказать свое мнение или отношение к чему-либо; в напряженных ситуациях, когда он хочет обсудить волнующие его вопросы («Расскажите, что вас беспокоит?»)
При пассивном слушании следует придерживаться следующих правил:
1. Стараться не вмешиваться в монолог говорящего.
2. Внимательно слушать все, что говорит собеседник.
3. Постоянно давать собеседнику сигналы, что вы сосредоточены
на его словах: «Да-да. Понимаю вас»
Активное слушание необходимо, когда желание говорить очень слабое или отсутствует, когда собеседник стремится получить более активную поддержку, помощь или одобрение.
Прием отражения чувств (приём я- сообщение)— стремление показать собеседнику, что слушатель понимает его чувства, состояние. Делаем акцент не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника: «Мне кажется, что вы чувствуете...», «У меня такое ощущение, что вы чем-то...», «Я вижу, что вы очень сердиты». Если слушатель в конфликтной ситуации покажет говорящему, что понимает его чувства, «обвинительный накал» речи собеседника спадет.
Прием выясненияобращение к говорящему за уточнениями. Следует использовать фразы: «Не повторите ли вы еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?», «Извините, я не совсем понял вас...» и т.д. Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать точные слова. Выяснение полезно использовать в случаях, когда собеседники решают проблему и им необходимо точно понять позицию друг друга.
Прием перефразированияповторение мысли собеседника своими словами. Перефразирование можно начать следующими фразами: «Если я вас правильно понял, то...», «Другими словами, вы считаете...» и т.п.
Прием резюмирования — подытоживание основных мыслей собеседника. Следует использовать фразы: «Таким образом, главное...», «Итак, вы предлагаете...», «Ваша основная идея, как я понял, в том, что...», «Если теперь подытожить сказанное вами...
2. Практическая часть.
2.1 Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»
Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.
Содержание: Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата А-4 карандаш и ластик. Первую часть этого упражнения можно выполнять не в кругу, поэтому желательно организовать пространство так, чтобы участники чувствовали себя комфортно и, чтобы им было удобно рисовать на листе бумаги. Когда группа готова к работе, психолог предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения.
Далее психолог просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителейсвоих воспитанников в виде правильных или неправильных геометрических фигур. Себя необходимо нарисовать посредством фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг).
Когда работа будет закончена, психолог начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге.
Вопросы:
·          Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже, почему. Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
·          Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл?
·          Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — фигуры, изображающие родителей; почему?
·          Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?
·          Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
·          Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
2.2 Упражнение «Правила активного слушания»
Участникам предлагается разделиться на пары(родитель- педагог) и попробовать построить диалог с использованием техник активного слушания. Ситуация: родитель с обидой спрашивает у воспитателя: «почему моему ребёнку на утренник не дали главную роль?»
2.3 Коллаж «Ребёнок – глазами родителей или ребёнок – глазами воспитателей»
Воспитателям предлагается выполнить творческое упражнение. Необходимо разделиться на две группы. Первая группа создаёт коллаж «ребёнок глазами родителей» вторая группа «ребёнок глазами воспитателей». После выполнения задания обе группы должны сформулировать основные позиции(на их взгляд) по отношению к ребёнку. «Ребёнок – какой он?» С позиции родителей и с позиции воспитателей. Далее, в ходе дискуссии, предлагается определить есть ли сходные позиции и в чём они расходятся. Затем необходимо выделить, что прежде всего ребёнок любим родителями. И для каждого родителя его ребёнок самый лучший. В общении с родителями необходимо опираться именно на эту позицию.
2.       Подведение итогов. Обратная связь.

3.       Библиографический список

1.       Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.:прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).
2.       Психология общения. Энциклопедический словарь/Под.общ.ред. А.А.Бодалёва.- М.: Изд-во «Когито - Центр», 2011.-600с.
3.       Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком как? – Москва: АСТ, Астрель,2008.-238с.
4.       Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПБ.: Питер, 1999. – 288с. (Изд. 3-е. СПБ.: Речь, 2004. 276 с.)
2018-04-27 16:03 2018