Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Назарова Н. А. Кохлеарная имплантация, массовая школа или коррекционный класс

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


В последние годы, с появлением неонатального скрининга, нейросенсорная тугоухость 4 степени выявляется в довольно раннем возрасте – в год-полтора. Это существенно повышает шансы ребенка на возвращение ему слуха, возможность начать говорить и вести полноценную жизнь без ограничений. Однако сама по себе операция не решает проблему со слухом. В качестве обязательного завершающего этапа оперативного лечения заболевания необходима реабилитация. Но… в клиниках, где проводятся операции, обычно этого не говорят, поэтому после родители часто не видят изменений в поведении ребенка и думают, что операция ему «не помогла». И родители, порой, нескоро узнают, что ребенку, оказывается, необходимо пройти курсы реабилитации, чтобы «активизировать» те опции, которые дает имплант. При этом, к сожалению, уходит драгоценное время, поскольку слухо-речевая реабилитация наиболее эффективна в возрасте до 3 лет, тот самый очень важный сензетивный период. В этом возрасте к детям быстрее приходит навык идентификации звуков и спонтанно развивается речь (при отсутствии органических нарушений у ребенка ми правильной реабилитации и абилитации). А уже в 4-5 лет нужные результаты достигаются гораздо труднее и дольше. И все же и в этом возрасте реабилитация крайне важна, поскольку она позволяет подготовить ребенка к школе.
Многие родители не понимают, почему операция не помогла, ведь операция сделана, по мнению родителей ребенок слышит. Но слышит ли?
Приведем аналогию с иностранным языком. Когда мы оказываемся в чужой стране, где язык совершенно не похож на наш, мы воспринимаем речь местных жителей просто как шум. Шум, из которого мы ничего не можем понять. Мы слышим разные звуки – но идентифицировать их никак не можем. То же самое испытывает и ребенок после установления ему импланта. Он жил в тишине и вдруг он начинает слышать какой-то непонятный шум. Специалисты должны заниматься с ребенком для того, чтобы он начал реагировать на звуки, потом понимать их – отличать, например, стук от речи, затем — в речи — различать слоги, слова и фразы и потом уже и сам мог начать говорить слова и строить фразы. Для этого ему необходима реабилитация.
В момент первой настройки родители верят в то, то их ребенок слышит и в скором времени заговорит, но этого не происходит. Надо понимать, что кохлеарный имплант – это не панацея и не «волшебная таблетка». Много раз мы слышали от родителей, о том, то они ждали полгода, а то и год в надежде услышать долгожданную речь ребенка. Но у детей с КИ нет опыта слухового восприятия речи, они нуждаются в слухоречевой реабилитации.
После удачной реабилитации и выполнением родителями с детьми домашних заданий, на что в целом может потребоваться от оного до трех-четырех лет, большая часть детей, как я уже сказала, из детей с особенностями и ограничениями развития превращаются в детей без каких-либо ограничений – в полноценных членов общества слышащих людей. Дети получают возможность жить обычной жизнью – без проблем общаться с родителями и сверстниками, ходить в обычный – неспециальный садик или школу, уверенно ощущать себя на улице.
Но есть и другая категория детей, которым операция не помогла. На это может влиять масса причин, и позднее слухопротезирование, неправильная реабилитация и т.д. а ведь мамы таких детей, почему-то хотят обучаться в обычной группе детского сада, в массовой школе.
Я не понимаю почему многие так стремятся в школу именно в массовый класс и именно в 7 лет? Ведь ребенок идет в школу за знаниями, а не для удовлетворения потребностей мамы (что мой такой же, как и все и поэтому в массу и в 7 лет). Не такой-же, нет. Это надо принять и работать с тем, что имеем. Главное, чтобы ребёнку школа шла на пользу, но ни во вред, что б ему было комфортно обучаться. Для чего тогда созданы специализированные школы для разных детей?
Инклюзивное образование ни в коем случае не может заменить коррекционные классы.
Нужно признаться, что педагогическая общественность в большинстве своем на сегодняшний день не готова к коррекционной работе с данной категорией детей. Воспитатели и логопеды дошкольных общеобразовательных учреждений с большой неохотой и осторожностью принимают этих малышей. Педагогам не хватает специальных знаний и практических навыков, учителям-логопедам нужна методическая помощь специалистов, например, сурдопедагогов. И, наконец, расширение теоретических и методических знаний по проблеме требуется самим сурдопедагогам, сопровождающих имплантированных детей. В связи с этим актуальным становится вопрос об организации повышения квалификации педагогов.
Тем временем, поток имплантированных детей дошкольного возраста с годами увеличивается, что, в общем-то, не может не радовать, но при этом им требуется качественная реабилитация в специально созданных условиях.
Таким образом, сегодня необходимо продолжить поиск новых эффективных путей инклюзии глухих имплантированных детей, обучение которых необходимо начинать в дошкольных учреждениях, где ответственность за воспитание и обучение несут специалисты, владеющие профессиональными знаниями в области КИ и применяющие персонифицированный подход в соответствии со специфическими потребностями каждого такого ребенка.

Библиографический список

1. Булатова И.А. Проблемы организации обучения глухих и слабослышащих дошкольников с комплексными нарушениями развития в условиях интернальной интеграции // Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. – СПб.: «Наука-Питер», 2006. – С. 174-177.
2. Жигорева М.В. Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития // Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов, – СПб.: «Наука-Питер». – 2006. – С. 389-395.
3. Кобрина Л.М. Проблема абилитационной работы с неслышащими детьми раннего возраста // Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. – СПб.: «Наука-Питер», 2006. – С. 276-281.
4. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. - №1. С. 71 – 78.
5. Назарова Н.М. Образование человека с особыми образовательными потребностями: социальный заказ и системные риски //Педагогический вестник.- №11 (542-543) 1-30 ноября.- 2012.- С. 2-3
6. Орлова О.С., Тарасова Г.Д. Психосоциальные аспекты тугоухости у детей / О.С. Орлова, Г.Д. Тарасова // Детская оториноларингология. Руководство для врачей. / Под ред. М.Р. Богомильского, В.Р. Чистяковой. В двух томах. Т. 1 – М.: ОАО «Издательство» Медицина, 2005. – С. 632 – 649
7. Резолюция «Второго Всероссийского Конгресса по слуховой имплантации с международным участием» (г. Пушкин, Екатерининский дворец, 3 октября, 2012 год)
8. Сатаева А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим детям // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 1. – C. 55-63.
9. Тарасова Н.В Комплексное сопровождение детей после кохлеарной имплантации в центре оториноларингологии. Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 2010. – 25 с.
10. Шматко Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н.Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 6. – С. 16-25.

2021