Актуальные вопросы начального общего образования

Пилюк И.П. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в рамках очного и дистанционного обучения в начальной школе

Библиографическое описание:

Пилюк И.П. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в рамках очного и дистанционного обучения в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.

«Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему».
Сократ

В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

· активизировать познавательную деятельность учащихся;

· проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

· индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

· развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве;

· воспитание системно и аналитически мыслящих людей;

· формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей;

· формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности;

· использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Работая с детьми младшего школьного возраста, следует соблюдать заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».

О целесообразности использования информационных технологий в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Какие же возможности ИКТ помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Выделим основные:

· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);

· создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;

· использование готовых программных продуктов;

· поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание тестовых работ; обобщение методического опыта в электронном виде.

Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке. В-третьих, применение на уроках компьютерных тестов позволит учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным.

Новые ФГОС обязывают педагога использовать в образовательном процессе информационно – коммуникационные технологии и соответственно научить своих обучающихся их эффективному и разумному использованию.

Благодаря современной школе и учебному процессу сегодня я использую внедрение новых форм работы с применением ИКТ, это предусматривает новые роли:

· ученик, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации,

· учитель, как консультант, который обладает умением и навыками использования компьютерных технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются способ организации процесса обучения, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных технологий позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

С данной проблемой мы столкнулись на пороге 4 четверти 2020 учебного года в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, когда в мире появилась мировая угроза и дистанционное обучение стало необходимостью.

Начнем с недостатков

Технологическая неготовность. Отсутствие средств связи, устойчивого интернета, плохое качество камеры на устройствах – все это стало причиной недостаточной успешности дистанционного обучения, но только на начальном этапе.

Из личного опыта:

Я со своим классом пыталась построить урок на платформе «Я- класс», когда столкнулись с этой проблемой. Сайт был не готов к такому резкому переходу на урок в прямом эфире и огромному количеству желающих. Сайт висел, либо ограничивалось количество подключаемых учеников. Из чего вытекает следующим минус - психологическая неготовность.

Учитель оказался под пристальным вниманием родителей, получивших полный доступ к образовательному процессу (родители по факту имеют возможность присутствовать на уроке любого учителя, делать свои выводы, оценивать педагога). Я, как и многие родители, видела первые неудачные попытки новой формы обучения стали переживать о дальнейшей работе.

Из личного опыта:

Для меня новым был не только процесс обучения в новой форме, но и дети, и родители, с которыми мне пришлось знакомиться в непривычных условиях. Поэтому необходимо было проявить все навыки и умения работы и показать свою компетентность и выйти победителем в данной ситуации.

Но мы продолжали работать на платформе «Я-класс» и добавили видео уроки с использованием Zoom.

И опять возникает НО:

Как оказалось, переход на другую платформу не решил все технические проблемы, т.к. не все учащиеся имели возможность выхода на урок в одно и то же время (2е и более детей в семье, работающие родители и отсутствие постоянного интернета), поэтому было принято решение разделить класс на несколько групп:

· 1-я группа работала в Zoom уроках;

· 2-я группа самоподготовка (получение задания в вацап и дальнейшие консультации с учителем).

Недостаток личного общения.

Для учителя, который привык держать всех учеников во время урока в поле зрения, «домашний» урок может оказаться трудным испытанием. Ведь при дистанционной учебе трудно контролировать всех детей.

Из личного опыта: решить эту проблему помогли видеоуроки, общий чат, где проходило общение с детьми, работа над групповыми проектами, на самые разные темы:

· День здоровья;

· Огромное количество мероприятий ко дню Победы;

· Конкурс чтецов ко дню рождения А.С. Пушкина;

· Тематические работы по технологии и изобразительному искусству и т.д.

Отсутствие границы между рабочим и свободным временем.

Работая из дома, человек практически не может точно сказать, когда его рабочий день заканчивается.

С другой стороны, членам семьи учителя, работающего удаленно, бывает непросто осознать, что он не просто «сидит весь день дома». Домашние наверняка будут прерывать вас.

Поэтому так важно выделить уголок для работы и договориться с членами семьи: пока вы сидите в этом уголке, вы все равно что в школьном классе, пусть и виртуальном.

Конечно, среди всех перечисленных минусов, нашлось и не мало плюсов:

Возможность работать с каждым учеником индивидуально.

Робкий ребенок стесняется активно работать в классе, где на него устремлены взгляды одноклассников. Но на «удаленке» такой тихоня чувствует себя свободнее, задает учителю вопросы в чате, успешно выполняет задания. Дистанционное обучение — отличный шанс познакомиться со своими учениками поближе.

Шанс освоить новые технологии.

Из личного опыта:

Для меня появилось время для самообразования. Я прошла курсы «Формирование и развитие общепользовательской ИКТ-компетентности педагогического работника в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта», прослушивала вебинары:

· Возможности платформы «Я класс», Учи. Ру;

· Опрос и оценивание в дистанционном обучении.

Было принято решение создать свою почту класса, т.к. появились отличные видео проекты, которыми захотелось поделиться.

Игровые задания.

Дистанционная форма обучения предполагает активное использование цифровых технологий, в том числе игровых заданий: онлайн-игр, викторин, интерактивных задачек на сообразительность (Работа на платформе «Я-класс»).

Не будем забывать, что для любого ребенка игра — самый естественный способ познания мира.

Из личного опыта: игры не только делают обучение увлекательным — они помогают оценить прогресс и привносят в учебу элемент здоровой конкуренции. Мои ученики постоянно следили за своими баллами на платформе, просили дополнительные задания, особенно приятно было получать заслуженные награды – грамоты на сайте.

Доступность учебных материалов.

Сейчас многие онлайн-библиотеки и музеи открыли свои виртуальные двери и разрешили пользоваться своими учебниками и пособиями бесплатно.

Это облегчает жизнь и учителю, который не ограничен теми пособиями, которые имеются в школьной библиотеке, и родителям учеников, которые не могут покупать десятки дорогостоящих дополнительных пособий.

Подводя итог можно сказать, что я, как и многие преподаватели, уже успели оценить и плюсы и минусы удаленного обучения.

Сейчас учителям очень непросто. Все, чему мы учимся сейчас, станет бесценным профессиональным багажом в будущем и поможет нашей карьере.

На данном этапе, нельзя совсем отказываться от дистанционного обучения, чтобы не потерять уже наработанный навык. Я со своими детьми продолжаю работу на платформе «Я-класс», но решили и зарегистрироваться на платформе Учи.ру

В настоящий момент мы с ребятами мечтаем об интерактивной доске.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучение всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).

Я могла бы использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

Многие учителя утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.

Если у вас есть интерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.

Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.

Учителя, начавшие работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Учителя утверждают, что с использованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету, будь то русский язык или математика, кубановедение или окружающий мир.

Список использованной литературы:

Доклад В. М. Филиппова на заседании Правительства РФ 25.10.2001 (с официального сервера Правительства РФ).

Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.

Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.

«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям. Москва. 2019.

Материалы дистанционного курса «Методика работы учителя-предметника с интерактивной доской», Центр дистанционного образования «Эйдос», 2008.
2023