Пилюк И.П. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в рамках очного и дистанционного обучения в начальной школе
Библиографическое описание:
Пилюк И.П. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в рамках очного и дистанционного обучения в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
«Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему». Сократ
В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
· активизировать познавательную деятельность учащихся;
· проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
· индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
· развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве;
· воспитание системно и аналитически мыслящих людей;
· формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей;
· формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности;
· использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Работая с детьми младшего школьного возраста, следует соблюдать заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».
О целесообразности использования информационных технологий в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки
Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Какие же возможности ИКТ помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Выделим основные:
· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
· создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
· использование готовых программных продуктов;
· поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание тестовых работ; обобщение методического опыта в электронном виде.
Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке. В-третьих, применение на уроках компьютерных тестов позволит учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным.
Новые ФГОС обязывают педагога использовать в образовательном процессе информационно – коммуникационные технологии и соответственно научить своих обучающихся их эффективному и разумному использованию.
Благодаря современной школе и учебному процессу сегодня я использую внедрение новых форм работы с применением ИКТ, это предусматривает новые роли:
· ученик, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации,
· учитель, как консультант, который обладает умением и навыками использования компьютерных технологий.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются способ организации процесса обучения, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных технологий позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
С данной проблемой мы столкнулись на пороге 4 четверти 2020 учебного года в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, когда в мире появилась мировая угроза и дистанционное обучение стало необходимостью.
Начнем с недостатков
Технологическая неготовность. Отсутствие средств связи, устойчивого интернета, плохое качество камеры на устройствах – все это стало причиной недостаточной успешности дистанционного обучения, но только на начальном этапе.
Из личного опыта:
Я со своим классом пыталась построить урок на платформе «Я- класс», когда столкнулись с этой проблемой. Сайт был не готов к такому резкому переходу на урок в прямом эфире и огромному количеству желающих. Сайт висел, либо ограничивалось количество подключаемых учеников. Из чего вытекает следующим минус - психологическая неготовность.
Учитель оказался под пристальным вниманием родителей, получивших полный доступ к образовательному процессу (родители по факту имеют возможность присутствовать на уроке любого учителя, делать свои выводы, оценивать педагога). Я, как и многие родители, видела первые неудачные попытки новой формы обучения стали переживать о дальнейшей работе.
Из личного опыта:
Для меня новым был не только процесс обучения в новой форме, но и дети, и родители, с которыми мне пришлось знакомиться в непривычных условиях. Поэтому необходимо было проявить все навыки и умения работы и показать свою компетентность и выйти победителем в данной ситуации.
Но мы продолжали работать на платформе «Я-класс» и добавили видео уроки с использованием Zoom.
И опять возникает НО:
Как оказалось, переход на другую платформу не решил все технические проблемы, т.к. не все учащиеся имели возможность выхода на урок в одно и то же время (2е и более детей в семье, работающие родители и отсутствие постоянного интернета), поэтому было принято решение разделить класс на несколько групп:
· 1-я группа работала в Zoom уроках;
· 2-я группа самоподготовка (получение задания в вацап и дальнейшие консультации с учителем).
Недостаток личного общения.
Для учителя, который привык держать всех учеников во время урока в поле зрения, «домашний» урок может оказаться трудным испытанием. Ведь при дистанционной учебе трудно контролировать всех детей.
Из личного опыта: решить эту проблему помогли видеоуроки, общий чат, где проходило общение с детьми, работа над групповыми проектами, на самые разные темы:
· Тематические работы по технологии и изобразительному искусству и т.д.
Отсутствие границы между рабочим и свободным временем.
Работая из дома, человек практически не может точно сказать, когда его рабочий день заканчивается.
С другой стороны, членам семьи учителя, работающего удаленно, бывает непросто осознать, что он не просто «сидит весь день дома». Домашние наверняка будут прерывать вас.
Поэтому так важно выделить уголок для работы и договориться с членами семьи: пока вы сидите в этом уголке, вы все равно что в школьном классе, пусть и виртуальном.
Конечно, среди всех перечисленных минусов, нашлось и не мало плюсов:
Возможность работать с каждым учеником индивидуально.
Робкий ребенок стесняется активно работать в классе, где на него устремлены взгляды одноклассников. Но на «удаленке» такой тихоня чувствует себя свободнее, задает учителю вопросы в чате, успешно выполняет задания. Дистанционное обучение — отличный шанс познакомиться со своими учениками поближе.
Шанс освоить новые технологии.
Из личного опыта:
Для меня появилось время для самообразования. Я прошла курсы «Формирование и развитие общепользовательской ИКТ-компетентности педагогического работника в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта», прослушивала вебинары:
· Возможности платформы «Я класс», Учи. Ру;
· Опрос и оценивание в дистанционном обучении.
Было принято решение создать свою почту класса, т.к. появились отличные видео проекты, которыми захотелось поделиться.
Игровые задания.
Дистанционная форма обучения предполагает активное использование цифровых технологий, в том числе игровых заданий: онлайн-игр, викторин, интерактивных задачек на сообразительность (Работа на платформе «Я-класс»).
Не будем забывать, что для любого ребенка игра — самый естественный способ познания мира.
Из личного опыта: игры не только делают обучение увлекательным — они помогают оценить прогресс и привносят в учебу элемент здоровой конкуренции. Мои ученики постоянно следили за своими баллами на платформе, просили дополнительные задания, особенно приятно было получать заслуженные награды – грамоты на сайте.
Доступность учебных материалов.
Сейчас многие онлайн-библиотеки и музеи открыли свои виртуальные двери и разрешили пользоваться своими учебниками и пособиями бесплатно.
Это облегчает жизнь и учителю, который не ограничен теми пособиями, которые имеются в школьной библиотеке, и родителям учеников, которые не могут покупать десятки дорогостоящих дополнительных пособий.
Подводя итог можно сказать, что я, как и многие преподаватели, уже успели оценить и плюсы и минусы удаленного обучения.
Сейчас учителям очень непросто. Все, чему мы учимся сейчас, станет бесценным профессиональным багажом в будущем и поможет нашей карьере.
На данном этапе, нельзя совсем отказываться от дистанционного обучения, чтобы не потерять уже наработанный навык. Я со своими детьми продолжаю работу на платформе «Я-класс», но решили и зарегистрироваться на платформе Учи.ру
В настоящий момент мы с ребятами мечтаем об интерактивной доске.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучение всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).
Я могла бы использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
Многие учителя утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.
Если у вас есть интерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.
Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.
Учителя, начавшие работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Учителя утверждают, что с использованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету, будь то русский язык или математика, кубановедение или окружающий мир.
Список использованной литературы:
Доклад В. М. Филиппова на заседании Правительства РФ 25.10.2001 (с официального сервера Правительства РФ).
Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям. Москва. 2019.
Материалы дистанционного курса «Методика работы учителя-предметника с интерактивной доской», Центр дистанционного образования «Эйдос», 2008.